Театр — вид искусства, который является совокупностью разных видов искусств: литературы, хореографии, вокала, музыки, живописи и других направлений.
Всемирный день театра — международный профессиональный праздник всех работников театра.
Праздничная дата не закреплена на законодательном уровне и не является выходным днём.
Всемирный день театра учредил в 1961 году в Вене IX конгресс Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО — учреждении Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Первые празднования прошли в 1962 году.
Театр — коллективное искусство и помимо актёров в нём трудятся люди других театральных профессий: капельдинеры, гримёры, костюмеры, кукловоды, суфлёры, художники, светооператоры, режиссёры, антрепренёры, дирижёры, композиторы, бутафоры и другие работники. Все они отмечают Всемирный день театра.
Капельдинер — театральный служитель, указывающий зрителям места, следящий за порядком в зале и т. п.
Антрепренёр — театральный менеджер, который организует мероприятия и контролирует, как они проходят.
Праздник отмечают студенты и преподаватели театральных вузов, руководители кружков, секций.
В этот день чиновники высшего ранга поздравляют работников театра с профессиональным праздником, награждают грамотами, премиями за выдающиеся заслуги.
Культурные учреждения проводят тематические выставки, премьерные показы. В учебных заведениях проходят спектакли по мотивам классических произведений.
Студенты и школьники выступают на тематических вечерах. Устраиваются мастер-классы и семинары театральных деятелей, актёрские тренинги.
В эфире телевидения и радио транслируются передачи про театр.
К виновникам торжества в полной мере относятся и театралы.
Без людей, увлечённых искусством, театра как такового, не было бы. Их миллионы — в нашей стране и в мире.
«Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?». Слова великого русского публициста, литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского цитируют, когда хотят подчеркнуть величие Театра, признаться в любви к театральному искусству, людям, беззаветно преданным сцене.
Без истории нет ничего. У каждого события — свои истоки.
Родиной театра называют Грецию — первые полноценные театральные представления, где актёры появлялись на специально возведённых театральных подмостках, одетые в наряды, отражающие дух спектаклей, прошли именно здесь.
Позже в Греции появилась арена, места для зрителей, оборудованные ярусами. Спектакли разделили на комедии и трагедии.
Предшественниками театра на Руси считают шутов-скоморохов. Первые упоминания о скоморохах, которые веселили честной люд на ярмарках и базарах, были в рукописях XI века.
В 1702 году по велению Петра I был создан Публичный театр, рассчитанный на массового зрителя. Специально для него на Красной площади в Москве выстроили «Комедийную храмину». Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. Репертуар содержал иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, и театр прекратил своё существование в 1706 году.
Расцвет театра пришёлся на эпоху правления императрицы Елизаветы Первой. В этот период открылись театры, ставшие центром притяжения и для россиян, и для жителей заморских стран. Сыграть на сцене Александринского и Императорского театров почитали за честь как российские, так и зарубежные актёры.
В 1795 году в Москве открылся театр графа Николая Шереметьева, который сыграл огромную роль в формировании русской театральной школы. Основоположником театра был Пётр Борисович Шереметьев, но руководил театром его сын — Николай Петрович. В наследство от отца Николаю Петровичу досталась труппа крепостных актёров, и граф усиленно занимался их совершенствованием и профессиональной подготовкой, приглашая для этого специальных педагогов. Да и сам граф любил заниматься со своими подопечными.
Домашний театр Шереметьевых считался одним из лучших российских театров XVIII века и достойно конкурировал с придворным императорским театром.
Особого расцвета русский театр достиг в 19–20 веках, подарив миру много великих актёров, режиссёров, драматургов. Это было время формирования традиций того, что впоследствии критики назовут «русская театральная школа».
В этот период на Руси появились первые профессиональные актёры, качеству постановок стали завидовать за рубежом. Театральное искусство, созданное россиянами, признали в мире.
Россия по праву гордится такими именами, как К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, А. П. Чехов, А. Н. Островский, В. Э. Мейерхольд, М. С. Щепкин и многими другими.
Великий русский и советский театральный режиссёр и преподаватель актёрского мастерства Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) ещё в январе 1933 года, в своём письме к цеху гардеробщиков МХАТ, писал:
«…спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей…».
Эта цитата со временем стала крылатой фразой — «Театр начинается с вешалки», а это значит — в театральном цехе нет второстепенных ролей и профессий.
В любви к театру признавались писатели, художники, музыканты. Фразы, сказанные ими, стали афоризмами. Их цитируют школьники, студенты, театральные критики, поклонники.
Как возникло выражение «ПОТЕРПЕТЬ ФИАСКО»?
Эта история произошла во Флоренции. Итальянский актёр и комик Джузеппе Доменико Бианконелли (создатель образа Арлекина) был известен тем, что выходил на сцену с какими-нибудь вещами и, обыгрывая их, смешил публику.
Однажды он вышел с бутылкой (итал. fiasco), но ему не удалось развеселить зрителей. Представление с шумом провалилось.
Словом «фиаско» (с итальянского — «бутылка») стали называть актёрские неудачи. Позже слово перешло в обиход. А фраза «потерпеть фиаско» стала означать провал, неудачу.
Великие люди — о театре.
«Театр это кафедра, с которой много добра можно принести людям».
Николай Гоголь
«Актёр — это ещё и профессия».
Фаина Раневская
«Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист».
Константин Станиславский
«Поклоны — составная часть спектакля. От кометы в руках зрителя должен остаться хвост».
Майя Плисецкая
«Режиссёр должен умереть в актёре».
Владимир Немирович-Данченко
«Играй так, чтобы я не видел, что заучено».
Михаил Щепкин
27 марта во всём мире проходят торжественные события, посвящённые людям, преданным сцене, служению его величеству — театральному искусству.
Цель праздника — популяризировать зрелищное искусство, укрепить и наладить культурные связи. К этому дню приурочены многие премьеры и благотворительные культурные акции.
В Москве проходит акция «Ночь театров», которая включает открытые показы, мастер-классы, экскурсии за кулисы.
Путь в театр начинается с окончания высшего или среднего профессионального учебного заведения соответствующей специальности.
Московские ВУЗы, выпустившие легендарных актёров, известны во всём мире. Лучшая пятёрка высших театральных школ:
— школа-студия при МХАТ;
— ГИТИС;
— Щепкинское училище;
— Щукинское училище;
— ВГИК.
Олег Табаков говорил, что сцена предназначена для тех, кто не видит без неё жизни. Поэтому абитуриентам следует хорошо подумать, поступая в театральный ВУЗ.
Во-первых, легко поступить не удастся.
Во-вторых, учиться ещё сложнее, чем поступать.
Если желающий профессионально учиться актёрскому мастерству психологически не готов к сложному, тернистому пути, ему нечего делать на отборочных прослушиваниях.
Московское образование имеет мировую ценность, однако в профессии актера выше ценится талант.