Карл Росси — выдающийся русский архитектор итальянского происхождения, автор самых известных строений Санкт-Петербурга.
Карл Росси (настоящее имя — Карло ди Джованни Росси) родился 29 декабря 1775 года в Неаполе, в Италии, в семье знаменитой балерины Гертруды Росси.
Отец Карло, венецианский кавалер Джованни де Росси (по другим источникам — Карло Антонио Доменико де Росси), оставил о себе мало документальных свидетельств.
Ранние годы Карло провёл в Неаполе. Его мать и отчим — выдающийся французский танцовщик, автор балетов и хореограф Шарль Ле Пик — жили в Париже, Лондоне и гастролировали по России, в частности, в Санкт-Петербурге и Павловске.
В 10 лет Карло вместе с матерью и отчимом переехал в Санкт-Петербург, где они стали танцовщиками Большого каменного театра по приглашению на работу.
Отчим определил юного Карло для учёбы в Петришуле — одно из старейших учебных заведений России и первую школу Санкт-Петербурга, которая располагалась при немецкой церкви Святого Петра.
Живя на даче в Павловске, семья подружилась с местным архитектором Винченцо Бренна и его коллегой Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Именно под их влиянием Карл решил стать зодчим.
Юноша обладал незаурядным талантом к рисованию и с легкостью постигал точные науки.
С 1795 года Карло начал обучаться архитектуре у знаменитого итальянского художника-декоратора и архитектора Винченцо Бренна. Он стал помощником своего учителя, а также Пьетро ди Готтардо Гонзаго, работая в Санкт-Петербурге, Гатчине и Павловске.
В том же 1795 году Карло был принят на службу чертёжником в Адмиралтейское ведомство. Его первой работой стал отчётный чертёж Михайловского замка, выполненный по проекту Бренна в 1800 году.
В 1802 году молодой Росси, вслед за своим наставником, который ушёл в отставку после кончины императора Павла I, отправился за границу. В течение 1802–1804 годов он побывал во Франции и Италии, где учился во Флорентийской Академии.
В период с 1806 по 1808 год Росси занимал должность дессинатора (специалиста в области дизайна и графики, занимающегося созданием чертежей, эскизов и схем) на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. За это время он создал множество замечательных проектов декоративных ваз и настольных приборов в так называемом «бренновском стиле», предвещающем появление русского ампира.
Русский ампир — это художественный стиль, сформировавшийся в первой трети XIX века под влиянием французского ампира и возникший практически одновременно с ним.
В августе 1808 года Росси был направлен в Москву, где поступил на службу в Экспедицию кремлёвского строения (ЭКС) — государственную организацию Российской империи, занимавшуюся строительными и ремонтными работами в Кремле, императорских дворцах Москвы и её окрестностей.
Московские постройки зодчего, которые не сохранились:
— Церковь Святой Екатерины Вознесенского монастыря в Кремле (основан в 1386 году, разрушен в 1929 году).
— Новый императорский театр в Москве, в просторечии Арбатский театр — деревянное театральное здание на каменном фундаменте. Построен по проекту Росси в 1807–1808 годах у Арбатских ворот и сгоревший в пожаре 1812 года.
В 1809 году Росси занимался перестройкой Путевого дворца великой княгини Екатерины Павловны в Твери.
В 1815 году Росси вернулся в Санкт-Петербург. В следующем году, по предложению Августина Бетанкура, он был назначен членом Комитета строений и гидравлических работ — главного градостроительного органа Санкт-Петербурга в XIX веке.
Августин Бетанкур был испанским государственным деятелем и учёным, генералом-лейтенантом русской службы, архитектором, строителем и инженером-механиком. Он сыграл важную роль в организации транспортной системы Российской империи.
Благодаря организаторскому таланту Бетанкура, несмотря на расхождения в подходах к проектированию, образовался творческий союз между Росси, Антоном Антоновичем Модюи и Василием Петровичем Стасовым. Все трое вдохновляли и помогали друг другу в развитии.
Стасов был классиком и сторонником строгих правил, стремясь привести все фасады города к единому строго классическому виду. Модюи же, напротив, предлагал смелые идеи по обработке улиц и площадей. Росси же стал гениальным исполнителем этих идей.
Весной 1816 года Росси получил предложение от Бетанкура реконструировать усадьбу императорского Аничкова дворца в Санкт-Петербурге. Здесь впервые проявилось творческое сотрудничество Карла Росси и Антона Модюи.
Росси блестяще реализовал единый архитектурный ансамбль площади Островского, улицы Зодчего Росси и Площади Ломоносова, в основе которого лежит единая объемно-пространственная композиция, созданная Модюи.
Работая в Комитете строений, Росси разрабатывает проекты целостной застройки улиц и площадей, где общественные и жилые здания гармонично сочетаются друг с другом. Среди его значимых работ — строительство крупных административных зданий, таких как Главный штаб и Министерства иностранных дел и финансов, увенчанные Триумфальной аркой.
В отличие от многих русских и европейских современников, Росси во всех крупных городских ансамблях стремился к объединению различных по функциям и планам зданий в единый фасад, создавая тем самым эффект цельной «скульптуры».
Росси проектирует здание Министерства народного просвещения и министерства внутренних дел, проектирует ансамбль зданий Сената и Синода.
Здания Сената и Синода, построенные в 1829–1834 годах на Сенатской площади, с разделяющей их «триумфальной аркой», отличаются одновременно строгостью и живописностью фасадов.
Карло Росси также является автором зданий Александринского театра и Публичной библиотеки, а также множества других архитектурных сооружений.
Ансамбли, созданные Росси, кажутся гигантскими интерьерами под открытым небом. Эта особенность его архитектуры позволяет другим замечательным зданиям, построенным в разное время, органично вписаться в общий ансамбль.
Именно такой способностью обладает «интерьер» Дворцовой площади в центре Санкт-Петербурга, созданный благодаря Карло Росси. В 1819–1829 годах он построил грандиозное дугообразное здание Главного Штаба и триумфальную арку, которые стали неотъемлемой частью площади.
В 1817 году Росси был назначен главным архитектором специальной комиссии, созданной Бетанкуром, для строительства парадной резиденции на Елагином острове — острове в дельте Невы.
Под руководством Росси были осуществлены перестройки интерьеров главного императорского Зимнего дворца, в частности, создана Военная галерея.
К числу работ Росси в Петербурге и его окрестностях также относится надстройка библиотеки над Галереей Гонзаго в Павловском дворце, выполненная в 1822–1824 годах.
Большая часть интерьеров Михайловского дворца не сохранилась.
В 1895–1898 годах архитектор Василий Фёдорович Свиньин перестроил их под экспозицию Русского музея императора Александра III.
Однако один из шедевров Росси — Белый зал — был сохранён. Он украшен белыми колоннами из искусственного мрамора и коринфскими капителями, которые были вызолочены.
Мебель Белого зала, созданная в 1825 году по рисункам Росси в петербургской мастерской Василия Бобкова, представляет собой резное дерево, покрытое «французским лаком» под слоновую кость, с рельефными позолоченными деталями и обита синим шёлком. Этот предмет интерьера отличается типично ампирными чертами.
Росси изучал альбомы французских архитекторов-декораторов, которые были подарены императору Александру I в Париже и хранились в Зимнем дворце.
В своих градостроительных проектах Карло Росси проявил себя как художник необычайного размаха. Рядом с его постройками — широко развёрнутыми колоннадами и мощно перекинутыми арками — всё остальное кажется лишь робкой стилизацией.
Росси смело перекраивал целые кварталы, иногда безжалостно ломая то, что недавно было создано другими архитекторами.
Одиннадцать площадей и двенадцать улиц в центре города были застроены по проектам Карло Росси. Создавалось ощущение, что Санкт-Петербург строится заново.
Из-за конфликта в окружении императора Николая I Росси в 1832 году был вынужден уйти в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Однако он продолжал выполнять отдельные заказы, включая императорские.
Наследие архитектора Росси связано с созданием оригинального художественного стиля — так называемого русского ампира, который воплотил идеи мощи Российской империи после победы в Отечественной войне 1812 года.
Росси всю жизнь оставался итальянцем в России, говорил на итальянском языке и имел узкий круг общения с соотечественниками.
Только незадолго до своей кончины, 28 октября 1847 года, Росси принял российское подданство, чтобы обеспечить своих детей пенсией. Он постоянно испытывал финансовые трудности.
Карл Росси был дважды женат, и у него было десять детей от обоих браков. Будучи автором смелых проектов, который создал современный облик Санкт-Петербурга и организовал городское пространство, он не только не получил звание профессора Академии художеств, но и не имел собственной квартиры.
Его заслуги в формировании имперского образа российской столицы остались незамеченными.
Росси скончался 6 апреля 1849 года в возрасте 72 лет во время эпидемии холеры, в маленькой квартире в Петербургской Коломне, куда он переехал ранее из-за крайней нужды.
По высочайшему распоряжению, он был похоронен за счёт казны на Волковском лютеранском кладбище.
В 1940 году его останки были перенесены в Александро-Невскую лавру на Лазаревское кладбище — старейшее кладбище Петербурга, сохранившееся до наших дней.
В честь К. И. Росси назван астероид (3969) Росси, открытый в 1978 году советским астрономом Л. В. Журавлёвой
В 2003 году бюст Карла Росси был установлен на Манежной площади в Санкт-Петербурге. Скульптор Владимир Эмильевич Горевой, архитектор Владимир Васильевич Попов.
Скульптурная группа «Зодчие Санкт-Петербурга» установлена в 2011 году в Александровском парке Санкт-Петербурга. Скульптор Александр Михайлович Таратынов.