Алексей Гаврилович Венецианов — один из крупнейших русских художников XIX века, наиболее известный своим естественным и достойным изображением крестьянской жизни и природы. Он также известен своей огромной ролью в обучении и воспитании молодых художников из бедных семей.
Венецианов родился в Москве в 1780 году 7 февраля в семье обедневшего купца. В 1730-х годах прадед художника со своей женой и сыном переехал из Греции в Россию в небольшой город Нежин Черниговской губернии. Его отец происходил из греческого рода Михапуло-Проко или Фармаки-Проко.
В России они получили прозвище «Венециано», которое позже превратилось в фамилию Венециановы.
Сначала они считались дворянами, но позже, когда перебрались в Москву, в праве на дворянство им отказали. Семью записали в купеческое сословие.
Алексея Венецианова отдали учиться в частную школу-интернат — Московский пансион, где готовили детей для государственной службы в качестве лесного инспектора.
Мальчик очень рано заинтересовался живописью. Живопись в то время была его хобби, основное дело — государственная служба. Параллельно с учёбой и с дальнейшей службой он продолжал рисовать, особенно увлекался портретами, работал в основном пастелью. Ему повезло — у него впервые появилась возможность изучать портретную живопись у Федора Рокотова, который жил с ними по соседству.
В юности Венецианов написал несколько портретов, первым из них стал портрет матери.
После окончания пансиона, Венецианова приняли на службу в Чертёжное управление и вскоре, в 1802 году перевели в Санкт-Петербург — на должность помощника землемера.
В Петербурге, он брал уроки живописи у знаменитого Владимира Боровиковского, в доме которого Венецианов некоторое время жил.
Одновременно он проходил курсы в Академии художеств. Здесь он познакомился с творчеством французского художника Франсуа Мариуса Гране, которое так впечатлило его, что он решил также применить те же техники и на своих полотнах. Особенно его восхитили естественные цвета и воздушная атмосфера на картинах живописца.
С этого времени началась более тщательная работа в технике живописи, и хобби медленно превращалось в дело его жизни.
В 1807 году Алексей Венецианов перевёлся в Канцелярию директора почт Дмитрия Трошинского. У него появилось свободное время, ему не нужно было постоянно ездить в командировки.
Венецианов начал ходить в Эрмитаж — делал наброски, копировал картины.
Он проводил в Эрмитаже долгие часы, копируя работы великих мастеров, особенно голландских пейзажистов.
В 1808 году Венецианов пытался издавать «Журнал карикатур на 1808 год в лицах». Это был первый российский юмористический листок. Но читатели его не увидели: кто-то показал карикатуры императору. Тираж конфисковали и сожгли.
В 1809 году Алексей Венецианов перевёлся в Лесной департамент, потом — в Департамент государственных имуществ Министерства финансов.
Но он продолжал мечтать об официальном звании художника.
Для этого представил на суд в Академию художеств одну из своих лучших на тот момент работ — «Автопортрет».
Совет Академии присвоил живописцу степень «назначенного в академики» и дал задание написать ещё портрет.
В 1810 году художник получил от Академии художеств звание заслуженного деятеля, что способствовало росту его популярности. Алексей Венецианов стал известен в столице и писал уже полотна на заказ.
В 1811 году он написал «Портрет К. И. Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками».
А. Г. Венецианов изобразил К. И. Головачевского в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трёх знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры.
В результате этих работ — художнику присвоили звание академика.
Любовь к природе и сельской местности, а также желание рисовать естественные сюжеты (в стиле Гране) побудили Венецианова купить небольшое поместье в Тверской губернии, в деревне Сафонково.
Гране — Франсуа Мариус Гране (1775-1849), французский живописец, который в своём творчестве соединял черты академического натурализма и романтического мышления.
В 1815 году Венецианов женился на Марфе Азарьевой, у них родились две дочери. Художник жил то в имении Сафонково, то в Санкт-Петербурге, в это время он писал в основном портреты. Приезжая в Сафонково, художник писал картины новой тематики: он изображал повседневную жизнь крестьян и сельские пейзажи.
Люди для его портретов не наряжались и не позировали — они занимались бытовыми делами, обыденным трудом. Венецианов писал крестьянок за работой, матерей с детьми, девушек за гаданием.
Для некоторых картин — «Утро помещицы», «На пашне. Весна» — художнику позировала жена.
В 1818 году Венецианов создал целую серию портретов известных государственных деятелей. Картины он подарил императрице Елизавете, а в благодарность получил от неё золотую табакерку.
В марте 1819 года Венецианов подал в Санкт-Петербурге прошение об отставке. Он мечтал окончательно переселиться в усадьбу, заниматься только живописью. В 1819-м году он оставил службу и поселился жить в деревне Сафонково Тверской губернии.
В 1820 году Венецианов в пользу живописи полностью отказался от политических дел и службы. Теперь художник мог полностью посвятить себя искусству. Этот период можно назвать самым плодотворным в карьере художника. Венецианов написал множество работ, запечатлел реальность такой, какая она есть и без прикрас.
Переехав в свой дом, он сосредоточился на изображении крестьян и деревенской жизни.
Наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.
Произведения Венецианова поражают зрителей непосредственно «живой» природой восприятия, которая была новаторской для своего времени. Его палитра довольно сложная, в ней сочетаются насыщенные жёлто-коричневые, зелёные, голубоватые оттенки.
Большинство его картин были созданы на пленэре.
Пленэр — это работа художника над живописным полотном на природе, на открытом воздухе.
Венецианов создавал красивые и несколько идеалистические изображения крестьян, достоинства крестьянской жизни, используя естественный свет и естественную среду.
Очевидный успех и уникальность Алексея Венецианова были подтверждены царём и императрицей.
Во время жизни в Сафонково Алексей Венецианов написал картину «Гумно». Он создал её в настоящем деревенском сарае, в котором молотили хлеб. Для хорошего освещения крестьяне по приказу художника спилили переднюю стену строения.
В апреле 1824 года живописец представил свою работу императору Александру I, и вскоре она заняла место в постоянной экспозиции Эрмитажа.
Картину «Очищение свеклы», с которой, как многие считают, началась русская бытовая живопись, приобрёл в 1823 году сам император Александр I за 1000 рублей.
Другие «крестьянские» работы Венецианова были выставлены в Академии художеств. Зрителей восхищала их реалистичность, тонкости в передаче света, новизна подхода и свежесть сюжетов.
Выставка, проведенная в Академии художеств в 1824 году, принесла Алексею Гавриловичу оглушительный успех, и его работы были отмечены как публикой, так и многими критиками в газетах.
В 1824 году Венецианов продал свою картину «Гумно» за крупную в то время сумму — 5000 рублей. На эти средства художник организовал в своём поместье художественную школу — Сафонковское училище — для талантливых учеников, которые не могли позволить себе художественное образование.
Деньги от продажи картин Алексей Венецианов решил тратить на обучение талантливых начинающих художников. Первые ученики появились в Сафонково уже в 1824 году.
Венецианов обучал рисованию и живописи по собственной методике. Художник учил их писать с натуры — это было одним из его принципов. Его ученики не специализировались на одном жанре, они писали и натюрморты, и портреты, и пейзажи.
Венецианов учил молодых художников отражать на картинах жизнь в её разных проявлениях — и не навязывал им академические каноны живописи.
Живописец долгие годы обучал молодых художников, а школа в его имении и ученики-последователи стали называться «венециановской школой».
Многие из них были крестьянского происхождения. Венецианов часто уговаривал помещиков дать вольную талантливому крепостному или даже выкупал его за свои деньги.
За всё время существования школу окончили около 70 учеников. Среди отличившихся были: Григорий Васильевич Сорока, Никифор Степанович Крылов, Александр Алексеевич Алексеев, Лавр Кузьмич Плахов, Алексей Васильевич Тыранов, Капитон Алексеевич Зеленцов, Сергей Константинович Заренко и Григорий Карпович Михайлов.
Чтобы оплачивать все расходы на школу, пришлось обратиться к Николаю I с просьбой о финансовой поддержке.
Художнику помогал князь Пётр Волконский — министр императорского двора и уделов. По его ходатайству в 1830 году царь назначил Алексея Гавриловича своим придворным художником. Венецианов получил звание «живописец Его Императорского Величества», ему назначили 3000 рублей жалованья и представили к ордену Святого Владимира IV степени.
Однако денег катастрофически не хватало. От полного разорения это спасло, но всё равно пришлось продать часть земли и заложить поместье жены.
Венецианов пытался получить звание профессора в Академии художеств, чтобы преподавать там. Он специально создал серию картин, написанных почти по академическим канонам, но звания ему так и не присвоили.
Помимо любимых крестьянских сюжетов, Венецианов занимался и религиозной живописью, выполняя заказы для близлежащих церквей. Интересно, что в изображениях Христа, Богородицы и апостолов появляются всё те же знакомые черты простых крестьян (художник остался верен своим идеям).
За год до своей смерти Алексей Гаврилович получил важный заказ — роспись церкви в городе Калязине. Среди разных изображений ему необходимо было написать образ преподобного Макария Калязинского.
Художник с историей этого святого не был знаком. Легенда гласит, что образ этого преподобного пришёл к художнику во сне, и ему удалось создать внешность этого святого. Однако только смерть самого художника в то время помешала ему завершить заказ от церкви.
В 1831 году во время эпидемии холеры умерла жена художника. Он пережил её на 16 лет. Венецианов вместе с дочерьми надолго уехал в Петербург.
Брал много заказов: писал портреты и иконы, участвовал в оформлении храмов.
В 1839 году Алексей Венецианов написал картину «Причащение больной женщины Святых Тайн». Это был не самый лёгкий период его жизни — кроме того, что в 1831 году умерла его жена, часто болели и он сам, и его младшая дочь. Всё это сказалось на настроении художника и его обращении к теме религии.
Известны случаи в жизни, когда после причащения умирающий больной вдруг шёл на поправку и выздоравливал — так что этот обряд был ещё и жестом последней надежды на чудо, что при уровне медицины тех времен было понятным. Этот сюжет — у постели больного или умирающего — позже стал классическим для бытовой живописи.
Вскоре Венецианов вернулся обратно в своё имение Сафонково. Художник продолжал заниматься с учениками и работать.
В сентябре 1847 года он завершал свою работу над образами для церкви калязинского Троицкого монастыря.
4 декабря 1847 года художник из своего имения Сафонково, направился в город Тверь, чтобы показать эскизы икон заказчику для местной церкви.
Во время этой поездки Алексей Венецианов погиб в селе Поддубье Тверской губернии.
Погиб в результате несчастного случая.
Ему было 67 лет.
Похоронили его на сельском кладбище деревни Дубровской, где было имение Сафонково, в Удомельском районе Тверской области. Сейчас деревня называется Венецианово.
Старшая дочь живописца — Александра Венецианова стала одной из первых русских живописиц своего времени. Обучение она начинала в школе своего отца, в одной студии с крестьянскими мальчишками. Работы Александры Алексеевны хранятся в Третьяковке.
Она оставила тёплые воспоминания об отце.
В 1955 году исполнилось 175 лет со дня рождения Алексея Гавриловича Венецианова.
В честь этого события почта СССР выпустила почтовую марку и почтовый блок с изображением портрета художника и его картины «На пашне. Весна».
В Вышнем Волочке Тверской области установлен памятник Алексею Гавриловичу Венецианову.
Вышний Волочёк порой называли Русской Венецией или Тверской Венецией. В самом центре располагается Венециановский сквер, в котором и установлен памятник. Открыт был памятник 18 февраля 1980 года в честь 200-летнего юбилея художника.
Его авторами являются скульптор Олег Константинович Комов и архитектор Нина Ивановна Комова.
Место проживания художника было переименовано тоже в 1980 году в деревню Венецианово.
Работы художника А. Г. Венецианова выставлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и Эрмитаже.