живописец-маринист
Иван Константинович Айвазовский – русский живописец-маринист, коллекционер, меценат. Живописец Главного морского штаба, действительный тайный советник, академик и почётный член Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Художник маринист – художник, изображающий на своих картинах море.
Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии 17 июля 1817 года в купеческой семье армянского происхождения.
В записях о крещении местной Армянской апостольской церкви Святого Саргиса Айвазовский значится как Ованес, сын Геворга Айвазяна.
Дом, где прошло детство И.К.Айвазовского, стоял на окраине Феодосии, на небольшой возвышенности, откуда открывался отличный вид на Чёрное море, крымские степи и расположившиеся на них древние курганы. С ранних лет ему посчастливилось видеть море и добрым, и грозным, наблюдать за рыбацкими фелюгами и большими кораблями.
Фелюга – небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом. Парус поднимался на 2-х реях.
Окружающая обстановка будила воображение, и совсем скоро у мальчика открылись художественные способности. Местный архитектор Кох подарил ему первые карандаши, краски, дал бумагу и несколько первых уроков. Эта встреча стала переломной в биографии Ивана Айвазовского.
С 1830 года Айвазовский учится в симферопольской гимназии.
В августе 1833 года поступает в Санкт-Петербурге в престижнейшую в то время Императорскую Академию художеств и до 1839 года успешно обучается направлению пейзажа.
Во время учёбы в Императорской академии художеств он был известен по-русски как Иван Гайвазовский.
В 1835 году состоялась его первая выставка, принесшая славу молодому дарованию. На ней были представлены две работы, одна из них – «Этюд воздуха над морем» – была отмечена серебряной медалью. В 1837 году знаменитое полотно «Штиль» принесло Айвазовскому Большую золотую медаль.
В ближайшие годы его картины уже будут красоваться в Академии художеств.
С 1840 года молодого художника командируют в Италию. Это был особый период в биографии и творчестве Айвазовского. Он несколько лет совершенствует мастерство, изучает мировое искусство, активно выставляет свои работы на местных и европейских выставках.
После получения золотой медали от Парижского Совета Академий Иван Константинович возвращается на Родину.
В России двадцатилетнего Айвазовского назначают художником Главного морского штаба. Он получил правительственный заказ − написать панорамы прибалтийских крепостей. Заказ Айвазовский выполнил, после чего попрощался с Петербургом и вернулся в Феодосию, где в дальнейшем и выставлял на суд зрителей свои полотна.
Феодосию любил художник неистово. И горожане отвечали ему добрыми чувствами: они звали Ивана Константиновича «отцом города». Говорят, живописец любил дарить рисунки. Картины Айвазовского неожиданно оказывались у многих жителей Феодосии в домах в качестве драгоценных подарков. Большая часть картин, принадлежащих кисти Айвазовского, посвящена морю, то тихому и спокойному, залитому лучами заходящего солнца, то неистовому и бурному.
Собственный стиль живописи И.К.Айвазовского вырабатывается уже к 40-м годам 19 века. Среди его современников не было другого живописца, способного столь естественно и гармонично передать живую энергетику моря, его вечную изменчивость, многообразие форм и состояний.
Родившийся в 1817 году художник не был, да и не мог быть свидетелем сражения. Но как достоверно и убедительно он передал на холсте кульминационный момент битвы! Как мастерски соединил драматизм события с торжеством блестящей победы!
Произведение ознаменовало собой переход от романтизма к монументальной батальной живописи.
Известно, что Иван Константинович ни одного своего произведения не написал с натуры.
«Невозможно уловить кистью движение стихии. Рисовать с натуры движение волн, раскаты молнии или порывы ветра – невозможно. Сюжет для своих картин я всегда беру из памяти, равно как и поэт пишет свои стихотворения». Так говорил Айвазовский, делясь секретами своего мастерства.
Свои лучшие шедевры Айвазовский создавал быстро. Особенно, когда работа делалась по вдохновению, а не по заказу, получалось лучше всего. Маринист начинал с быстрого наброска с указанием элементов и источников света. А потом отправлялся в мастерскую и уже по памяти воссоздавал образы увиденного. Он имел фотографическую память. Именно так и появилась работа «Море. Коктебельская бухта».
В его работах поразительное сочетание яркости и тонального единства, тонких решений светотени и, конечно, вечно живая чарующая вода.
Пятидесятые и семидесятые годы 19 века стали самыми яркими и плодотворными в карьере живописца.
Одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Полотно «Девятый вал» – самое яркое событие, которое невозможно пропустить, даже описывая самую краткую биографию Айвазовского. Эта картина Айвазовского известна еще из школьных учебников.
Если хорошенько посмотреть на картину, можно заметить какую-то надпись на изображении обломка мачты. Это художник Айвазовский оставил свой автограф!
Обо всех нюансах данного произведения искусства мало кто знает. Например, что сам художник испытал на себе такой же шторм.
После окончания Императорской Академии художеств молодого, подающего надежды живописца, в 1840 году отправили за границу. Так в то время поступали со всеми талантливыми выходцами и не только из этой Академии.
Именно в этом путешествии, продлившемся почти 4 года, судьба подарила Айвазовскому сюжет для будущей картины. Корабль, где находился Айвазовский, спокойно шел у испанских берегов, и вдруг разыгрался страшный шторм. Буря была такой сильной, что молодой живописец из России был уверен в неминуемой гибели.
Однако, ему удалось спастись и остаться в живых.
Самое интересное, что пока все другие пассажиры корабля в ужасе сидели в каютах и молили Бога о спасении, Айвазовский осмелился выйти на палубу, чтобы запечатлеть момент шторма в своём сознании.
Именно так зарождался образ нового произведения в мыслях художника.
Художник в своей картине даёт погибающим (и тем, кто смотрит на картину) надежду на спасение. Этой надеждой являются мягкие лучи солнца, которые пробиваются сквозь чёрные тучи. Таким образом, солнечные лучи на картине, где все основные краски переданы в мрачных тонах, – отражение теплоты, света и веры в лучшее. Если даже морякам и не посчастливится остаться в живых – то после смерти их ожидает иной мир, светлый и спокойный.
За свою жизнь Иван Константинович успел прослыть и как меценат, занимающийся благотворительностью, и внести огромный вклад в развитие родного города.
Одной из достопримечательностей города Феодосии является фонтан Айвазовского в Кировском районе города, к которому проведен водопровод. В средневековье фонтаны служили, прежде всего, источниками воды. Фонтан был построен на деньги художника и по его проекту, а после подарен жителям.
Открытию водопровода и фонтана предшествовало письмо
И.К. Айвазовского, с которым он обратился в городскую думу Феодосии. Художник писал в нём:
«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50000 вёдер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника».
1 октября 1888 года заработал фонтан Айвазовского. Вода из имения художника пришла в Феодосию, пройдя 26-километровый путь по трубопроводу, построенному городом.
Воду фонтана Айвазовского разрешалось пить бесплатно, но этой водой запрещалось наполнять тару и уносить с собой, за чем следила полиция.
Над источником находилась серебряная кружка на цепочке с надписью: «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи», кружка исчезла уже во второй половине ХХ века. Последняя реставрация фонтана проводилась в 1988 году.
Фонтан И.К.Айвазовского включён в реестр памятников архитектуры.
В городе о добром гении народ сложил песню:
«Айвазовский поставил фонтан
Из мрамора чистого.
Айвазовский воду провёл в фонтан Из своего источника быстрого.
Посмотрите, как вода бежит,
Послушайте, как струя журчит,
Выпейте воды, пожалуйста,
Вспомните Ивана Константиновича…».
Художник открыл в родном городе картинную галерею, библиотеку, рисовальную школу. А ещё он был крёстным отцом половины младенцев Феодосии, причём каждому выделял частицу из своих солидных доходов.
Галерея Айвазовского в Феодосии является одним из древнейших музеев в стране. Расположена галерея в доме, в котором выдающийся маринист жил и работал.
Здание спроектировано лично Иваном Константиновичем и построено в 1845 году.
Тридцать пять лет спустя Айвазовский создал большой зал, пристроенный к музею. Эта комната предназначалась для показа его полотен, прежде чем картины отправлялись на выставки в другие города и за рубеж.
1880 год считается годом официального основания музея.
Музей был знаменит далеко за границей и являлся уникальным культурным центром в городе.
В 19-м веке, картинная галерея Айвазовского в Феодосии выделялась среди других архитектурных сооружений местности. Музей стоит на самом берегу моря и напоминает итальянскую виллу.
Дом Айвазовского, ставший после его смерти картинной галереей.
Во время войны здание было разрушено от попадания корабельного снаряда.
«Моё искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу».
После смерти живописца, галерея продолжала работать. Знаменитый русский маринист оставил после себя огромное культурное наследие. За свою жизнь Айвазовский написал больше 6000 картин на морскую тематику, а ещё много акварелей и рисунков. Часть его работ можно и сейчас увидеть в Феодосии.
По воле художника, галерея стала собственностью города.
1921 год можно по праву считать годом второго рождения галереи.
В 1922 году, когда музей открыл двери для советских людей, в коллекции были только 49 полотен, оставленные живописцем городу. В 1923 году галерея получила 523 картины из коллекции внука художника. Позже галерея пополнилась работами Л.Лагорио и А.Фесслер – учеников и последователей, которые обучались в его мастерской.
Скончался легендарный живописец 19 апреля 1900 г. (по старому стилю).
Иван Константинович похоронен в Феодосии, во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).