Михаил Глинка — Великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки, классик мировой музыки.
Михаил Иванович родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Он был болезненный и слабый ребенок. Начальное образование получил дома, музыкальные занятия — с гувернанткой из Петербурга. Игра на скрипке и фортепиано носили любительский характер. Музыкальные способности в это время выражались «страстью» к колокольному звону. Глинка умел на медных тазах ловко подражать звонарям.
Окончил Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Учился с младшим братом поэта Александра Пушкина. Там Глинка и познакомился и с поэтом. Глинка обучался музыке у лучших петербургских учителей того времени: скрипача Франца Бема, пианиста Джона Фильда, Шарля Майера. У итальянца Тоди Михаил Глинка учился пению. Он оказался лучшим учеником пансиона. В день выпуска он с учителем Майером с успехом публично сыграл фортепианный концерт Гуммеля.
Первые сочинения музыки относятся ко времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано. Глинка сочиняет много, пробуя свои силы в разных жанрах. Им написаны хорошо известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие.
Ухудшившееся здоровье заставило его выехать для лечения за границу.
В Германии проводя несколько месяцев, берет уроки у талантливого немецкого теоретика Зигфрида Денна. Прибыв в Милан, он занимался композицией и вокалом, посещает театры, совершает поездки в другие итальянские города. В Италии Глинка изучал бельканто и итальянскую оперу. За границей он написал несколько ярких романсов.
Бельканто (bel canto в переводе с итальянского означает «красивое пение») — это техника пения, которая позволяет исполнителю свободно и виртуозно извлекать насыщенный звук. Бельканто подразумевает плавный переход от одной ноты к другой, а также сохранение ровного голоса и мягкого тембра во всех регистрах.
Вернувшись на родину, Глинка принимается за сочинение русской оперы «Иван Сусанин». Опера быстро продвигалась, но добиться постановки её на сцене Петербургского Большого театра оказалось тяжело. Все-таки оперу «Иван Сусанин» приняли к постановке, но Глинку обязали не требовать за нее вознаграждения. Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным. Глинка писал своей матери: «Вчерашний вечер совершились, наконец, желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…».
Затем последовали «Ночной смотр» и «Херувимская». После успеха Глинка получил место капельмейстера в Придворной капелле. Он начал работать над оперой на сюжет «Руслана и Людмилы». Композитор мечтал, чтобы сам А.Пушкин написал либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому.
Опера создавалась в нелегкое для Глинки время. Измученный домашними неурядицами (развод с женой), сплетнями и утомительной службой в Придворной капелле, Глинка подал прошение об отставке и был уволен.
Познакомившись с Екатериной Керн, дочерью героини пушкинского стихотворения, он посвятил ей произведения: «Вальс-фантазию» и романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
Весной 1842 года Глинка завершает работу над второй оперой «Руслан и Людмила». Опера Глинки вызвала сильную критику. Царская семья покинула ложу до окончания премьерного спектакля. Вскоре оперу совсем сняли со сцены, редко ставился и «Иван Сусанин». Композитор тяжело переживал.
Глинка вновь отправляется за границу — во Францию и Испанию. Новые впечатления возвращают ему высокий жизненный тонус. Он пишет увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», сочиняет симфоническую фантазию «Камаринская» на тему русских песен.
Семён Степанович Гулак-Артемовский (1813–1873) — украинский певец (баритон), композитор, драматург.
В 1851 году умерла мать композитора, самый близкий человек. От переживаний у него отнялась правая рука, здоровье ухудшилось. Он надеется поправить здоровье в Испании. Последние годы жизни Глинка жил в Петербурге, в Варшаве, в Париже, в Берлине. Он был полон творческих планов, но сил не хватало довести до конца задуманные произведения.
Он умер в Берлине, на чужбине, вдали от родных и близких и был похоронен на лютеранском кладбище. Сестра композитора с друзьями перевезла тело пароходом в Кронштадт. Гроб с телом Глинки опустили в русскую землю на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Первый памятник Михаилу Ивановичу Глинке был открыт в Смоленске в 1887 году.
Выступление ансамбля Игоря Моисеева на музыку «Арагонская хота» Михаила Глинки.