Сапун — гора (от тюркского «сабун» — мыло, мыльная гора) — 8-километровый отрог Внешней гряды Крымских гор, расположенный в 12 км от центра Севастополя. Возвышаясь над Балаклавской долиной, Сапун-гора является естественной преградой на пути к городу с юго-востока.
Трижды за всю историю города она становилась ареной ожесточенных боев. В Балаклавской долине в период Крымской войны 1853–1856 годов и обороны Севастополя 1854–1855 годов произошло сражение, в котором была разгромлена британская кавалерийская бригада.
В период обороны Севастополя 1941–1942 годов по отрогам Сапун-горы проходил один из оборонительных рубежей. За 22 месяца немецко-фашистской оккупации Сапун-гора была превращена в ключевую позицию севастопольского плацдарма 17-й немецкой армии. 7 мая 1944 года силами пяти дивизий 51-й и Приморской армий 4-го Украинского фронта этот «каменный рубеж» был взят штурмом за 9 часов, что обеспечило освобождение Севастополя к 9 мая 1944 года.
Диорама на Сапун-горе — одна из крупнейших в мире художественных картин, изображающих этапы жестокой битвы советской армии с врагом. Диорама воссоздаёт военные события периода боёв с фашистской Германией за город Севастополь в 1941–1944 годах.
Вместе с памятником Славы воинам-освободителям и Вечным огнём, мемориальными стенами, обрамляющими с трёх сторон площадку вокруг памятника, Диорама образует единый архитектурный ансамбль. Неповторимое ощущение вызывает панорама, которая открывается со смотровой площадки. С неё открываются красивые виды на горы и долину.
Главным событием, связанным с освобождением Севастополя, стал штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года. Сапун-гора была ареной ожесточённых боёв в период героической обороны Севастополя 1941–1942 годов, а также во время его освобождения от фашистов в 1944 году.
Сапун-гора — естественная горная преграда на подступах к городу.
7 мая 1944 года в 10 часов 30 минут советские войска перешли в наступление на участке Сапун-гора — Карань.
Тысячи бойцов и командиров проявили в этот день невиданный героизм. По всему фронту завязались кровопролитные бои. Ожесточённые бои длились часами за каждую траншею.
Враг яростно сопротивлялся, но ничто не могло остановить мощного натиска советских войск. Это и обеспечило освобождение Севастополя и разгром немецко-фашистской группировки в Крыму.
Сапун-гора была взята дивизиями 51-й армии под командованием Героя Советского Союза Якова Григорьевича Крейзера и Приморской армии — командующий генерал-лейтенант Кондрат Семёнович Мельник.
В 19 часов 30 минут первыми вышли на гребень Сапун-горы воины 77-й и 32-й гвардейской стрелковых дивизий.
К исходу дня 9 мая был полностью освобождён Севастополь.
12 мая в районе мыса Херсонес капитулировали остатки немецко-фашистской группировки. Крымская операция закончилась блестящей победой советских войск.
На вершине Сапун-горы находится мемориальный комплекс в память воинов, освобождавших Севастополь во время Великой Отечественной войны.
В героические события тех дней погружает нас диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Диорама — живописный гимн подвигу советского солдата-освободителя.
Идея создания севастопольской Диорамы возникла в середине 50-х годов, по просьбе ветеранов-участников боёв в Севастополе.
В 1956–1957 годах заслуженный деятель искусств РСФСР, позже народный художник СССР Пётр Тарасович Мальцев написал картину «Штурм Сапун-горы». Картина получила высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке в честь 40-летия Советских Вооружённых Сил.
Это произведение и послужило основой для создания нынешней диорамы — «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года».
Открыть Диораму планировалось 9 мая 1959 года к 15-летию освобождения Севастополя.
Проект здания Диорамы разрабатывался севастопольским архитектором Виктором Петровичем Петропавловским. Было спроектировано специальное полукруглое двухэтажное здание с окнами по периметру.
Здание возведено на месте, где ранее находился Военно-полевой музей Приморской армии.
Автор полотна «Штурм Сапун-горы» — известный советский художник-баталист, заслуженный деятель искусств РСФСР Пётр Тарасович Мальцев. Его помощниками были известные художники-баталисты Николай Сергеевич Присекин и Георгий Иванович Марченко.
Эскизы и основные работы на полотне и предметном плане производились в Москве в Студии военных художников им. М. Б. Грекова.
Уменьшенную в 10 раз копию живописного полотна изучали и обсуждали специалисты всех видов и родов войск, участники штурма, а также искусствоведы Москвы, Киева, Севастополя, Симферополя.
Военным консультантом работ был Герой Советского Союза капитан 1 ранга в отставке Георгий Владимирович Терновский. Для максимальной достоверности использовали фронтовые фотографии участников штурма.
Некоторые участники боя, выжившие после войны, были натурщиками для авторов картины. Илья Иванович Поликахин, удостоенный звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при штурме Сапун-горы, позировал Мальцеву при написании полотна.
На Диораме изображён кульминационный момент штурма Сапун-горы, отображён массовый героизм советских воинов-освободителей Севастополя.
Семь месяцев продолжалась работа над живописным полотном 5,5 м × 25,5 м и предметным планом площадью 83 м².
За создание Диорамы Петра Тарасовича Мальцева удостоили золотой медали Академии художеств СССР.
На живописном полотне «Штурм Сапун-горы» впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане написаны в их естественных размерах, и размещались предметы натурного плана — это остатки подлинных оборонительных сооружений, оружие и снаряжение противника. Это всё и давало полное представление об изображаемых событиях.
Выразительность восприятия усиливало цветовое решение. Вся местность залита солнцем, но лучи его проникают сквозь пелену дыма, пыли и гари.
Энергичная, насыщенная динамикой композиция картины передаёт сокрушительную стремительность наступающих и их сплочённость, охватывает масштаб совместных действий советских армий, авиации и флота.
В августе 1959 года обе части батального произведения из Москвы доставили в Севастополь и разместили в специально построенном полукруглом здании. Диорама находится в здании музея на втором этаже.
Для полноты впечатления пространство, которое отделяет картину от зрителя, заполнено предметной экспозицией. Здесь — предметы, изготовленные руками бутафоров и подлинные реликвии времён Великой Отечественной войны: орудия, форма, фрагменты железобетонных сооружений.
Это создаёт иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображённых событий.
Диораму открыли 4 ноября 1959 года.
На смотровую площадку пришла первая группа посетителей, состоявшая из ветеранов Великой Отечественной войны, участников штурма Сапун-горы.
Первый этаж — экспозиция подлинных документов, принадлежавших защитникам города. Здесь представлены: личные вещи бойцов, награды, письма, документы, фотографии, одежда и оружие.
В верхнем зале находится живописное полотно «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» и предметный план перед ним.
Уникальность Диорамы состоит в том, что большинство изображённых на ней персонажей имеют реальных прототипов и портретное сходство с ними. Это моряки, санинструкторы, сапёры, разведчики, рядовые и офицеры, чей подвиг и имена успели зафиксировать фронтовые летописцы.
План диорамы воспроизводит естественный ландшафт, усеянный воронками и рытвинами. Полноразмерные детали в виде траншей, землянок и снарядов создают объёмное пространство.
Из динамиков слышны звуки канонады, треск автоматных очередей, разрывы гранат и человеческие голоса.
Всё вместе создаёт убедительную иллюзию реальности. Благодаря мастерскому изображению действий участников — масштабность прошедших событий становится более ощутимой.
На Сапун-горе расположена и открытая экспозиция боевой техники времён Великой Отечественной войны. Часть трофейного вооружения немецкой армии присутствует в специальной зоне реконструкции, на месте ведения самого ожесточенного боя.
На открытой площадке выставлены на обозрение образцы советской боевой техники времён войны: танки, пушки, самоходные орудия, мины и даже боевой катер.
Мемориальный комплекс был основан ещё до окончания Великой Отечественной войны. В 1944 году на Сапун-горе был установлен памятник Славы воинам-освободителям Приморской армии, погибшим при освобождении Севастополя. Архитектор — лейтенант Алексей Дмитриевич Киселёв.
В 1960-е годы памятник был реконструирован: увеличена высота до 28 метров, облицован гранитом, золотыми буквами на лицевой стороне памятника написано: «Героям битвы за Севастополь». На противоположной стороне памятника — слова:
«Слава Вам, храбрые, слава, бесстрашные!
Вечную славу поёт вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрёт!»
Помещены плиты с наименованиями частей и соединений 4-го Украинского фронта и Черноморского флота, участвовавших в освобождении города.
Архитекторы — Валентин Михайлович Артюхов и Виталий Константинович Цаккер.
В 25-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне — 9 мая 1970 года у его подножья был зажжён Вечный огонь, доставленный с Малахова кургана.
Здесь звучит мелодия песни «Сапун-гора» севастопольского композитора Бориса Валентиновича Боголепова. Это будто живой голос вечного огня звучит среди гранитных плит с именами тысяч солдат и офицеров.
На территории мемориала построена действующая часовня.
Храм возвели к 50-летию Победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне. Храм назван в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Купол часовни покрыт венецианским золотом, а его башенку венчает скульптура Ангела с крестом, выполненная священнослужителем.
В начале лета выпускники школ и гимназий традиционно встречают на Сапун-горе рассвет.
Круглый год возле часовни, у Вечного огня можно встретить молодожёнов из Севастополя.
Диорама «Штурм Сапун-горы» не имеет мировых аналогов.
Со времени её открытия в музее побывало свыше 15-и миллионов посетителей.