Государственный Эрмитаж (до 1917 года — Императорский Эрмитаж) в Санкт-Петербурге — старейший и знаменитейший музей зарубежного искусства в России — объект культурного наследия России федерального значения.
Картинная галерея Императорского Эрмитажа возникла в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Именно тогда императрица Екатерина Великая приобрела свои первые картины из частной коллекции живописи коммерсанта Иоганна Эрнеста Гоцковского, собранной для прусского короля Фридриха II.
7 декабря 1764 года — день рождения Эрмитажа.
Немецкий монарх отказался от их приобретения из-за безденежья, и Гоцковский предложил 225 ценных картин России. Эти полотна стали основой, на которой сформировался музей.
17 февраля 1852 года состоялось торжественное открытие Общедоступного Императорского музеума*. Этот день можно считать истинной датой открытия великого музея, хотя годом его основания является 1764-й год.
![Луиджи Премацци. «Вид Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы» 1861 год.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen00.jpg)
Картины Гоцковского из собрания Эрмитажа.
![Франс Снейдерс. «Повар у стола с дичью». Около 1634–1637 годов.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen01.jpg)
![Рембрандт. «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». 1660 год.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen02.jpg)
![Франс Халс. «Портрет молодого человека с перчаткой в руке». 1650 год.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen03.jpg)
![Рембрандт. «Неверие апостола Фомы». 1634 год.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen04.jpg)
Императрица купила и коллекцию графа Генриха фон Брюля, английского премьер-министра Роберта Уолпола, графа Бодуэна и многие другие.
![Граф Генрих фон Брюль.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen05.jpg)
Екатерина Алексеевна не просто бездумно скупала коллекции предметов искусства на европейских аукционах, она пользовалась услугами наиболее просвещённых людей своего времени, ценителей прекрасного.
![Ж. Б. Ван Лоо. Портрет сэра Роберта Уолпола. 1740](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen06.jpg)
Основой помещения музея были личные покои императрицы Екатерины Великой, где она отдыхала. Уединение было полным — сюда не допускались даже слуги. Первоначально всё собрание картин размещалось в главной императорской резиденции в специальном дворцовом флигеле — Эрмитаже (в современном комплексе — Малый Эрмитаж) — откуда и закрепилось общее название будущего музея.
Здесь правительница разместила свои первые зарубежные покупки.
![«Смерть царя Кандавла». Джамбаттист Питтони. (1757).](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen07.jpg)
«Смерть короля Кандавла» — картина итальянского художника Джамбаттиста Питтони, выставленная в постоянной коллекции музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
Со временем коллекции разрастались, захватывая всё новые и новые помещения. Ко времени императора Николая I стало ясно, что это собрание искусства давно переросло «частную семейную коллекцию».
В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже, внеся существенный вклад в пополнение картинной галереи. Николай I реализовал идею превращения Эрмитажа в публичный музей.
В 1771–1787 годах из-за недостатка (малого размера) первоначального помещения архитектором Фельтеном строится здание Большого Эрмитажа.
![Парадный вход Нового Эрмитажа.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen08.jpg)
Для открытия музея было специально построено рядом с Зимним дворцом здание Нового Эрмитажа. Здание украшено десятью гранитными атлантами скульптора Александра Теребенева.
Это было первое в Российской империи здание, специально построенное для размещения публичного художественного музея.
Постройка заняла 11 лет (1842–1851 гг.). Его архитектором был Лео фон Кленце — придворный мастер короля Людвига I Баварского, любитель классицизма.
![«Возвращение блудного сына». Рембрандт Ван Рейн.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen09.jpg)
Картина «Возвращение блудного сына» — одно из последних произведений голландского мастера, представляющее венец его творческой эволюции. Полотно представляет сцену из притчи о блудном сыне в Евангелии от Луки. В картине художник достигает невероятно трогательной и психологически сложной формулы.
17 февраля 1852 года было принято решение предоставить широкой публике возможность насладиться шедеврами. Императорские коллекции Эрмитажа были открыты для доступа публики. В предыдущие десятилетия эта привилегия была доступна лишь избранным, по особому разрешению.
Главный музейный комплекс Эрмитажа расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, включает в себя шесть связанных между собой зданий — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В них открыты для посещения 365 залов.
![Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа (слева направо): Эрмитажный театр — Большой Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец (Новый Эрмитаж расположен за Большим).](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen10.jpg)
![Малый Эрмитаж.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen11.jpg)
![Малый Эрмитаж.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen12.jpg)
![Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» (1478–1480).](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen13.png)
«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой.
В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.
Современная коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, собранных начиная с каменного века и до нашего столетия.
![Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» (1481–1495).](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen14.jpg)
![«Женский портрет». Корреджо (Антонио Аллегри).](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen15.jpg)
«Женский портрет» работы Корреджо итальянского ренессансного* художника — единственная его картина в России. Она относится к числу лучших картин итальянского собрания Эрмитажа. Она поступила в 1925 году из расположенного на Мойке дворца Юсуповых, в описи коллекции которых он впервые упоминается в 1839 году.
В составе коллекции: живопись, графика, скульптура, предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.
Сегодня Государственный Эрмитаж — огромный музей с множеством филиалов в России и за рубежом. Центры Эрмитажа открыты в Амстердаме, Казани и Выборге.
Одним из зданий Эрмитажа является Зимний дворец — бывшая парадная резиденция русских императоров, в прошлом главный императорский дворец. Здание было построено в 1754–1762 годах.
![Зимний дворец.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen16.jpg)
![Зимний дворец.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen17.jpg)
![Чернецов Григорий Григорьевич. Перспективный вид Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen18.jpg)
Галерея была создана в 1826 г. по проекту К. И. Росси на месте шести небольших помещений, находившихся между Белым и Георгиевским залами Зимнего дворца. Галерея посвящена героической победе русского народа в Отечественной войне 1812 г. и торжественно открыта 25 декабря 1826 г. (день изгнания французов из России). Автор более трех сотен портретов для галереи — английский живописец Джордж Доу — смог создать очень выразительные портреты и запоминающиеся образы суровых героев войны 1812 г. Все они повторяют приемы романтического портрета: героизация персонажей, сильные ракурсы, яркий колорит и контрастное освещение.
![Малый Эрмитаж.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen19.jpg)
![Джеймс Кокс, Фридрих Юри Часы «Павлин». 1772.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen20.jpg)
Часы «Павлин» — часовой автомат работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри, входящий в постоянную экспозицию Павильонного зала Малого Эрмитажа.
Малый Эрмитаж — памятник архитектуры, построенный в 1764–1775 годах архитекторами Валлен-Деламотом и Юрием Матвеевичем Фельтеном. Своё название получил, благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера.
![Большой (Старый) Эрмитаж — памятник архитектуры, построенный в 1771–1787 годах архитектором Ю. М. Фельтеном.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen20a.jpg)
Новое здание по своим размерам значительно превышало здание Малого Эрмитажа, вслед за которым оно и возводилось, поэтому и возникло наименование — Большой Эрмитаж.
В середине XIX века, после постройки нового Императорского музея, здание получило название — Старый Эрмитаж, а здание, возведённое со стороны Большой Миллионной улицы, назвали Новым Эрмитажем.
Эрмитажный театр — театральное здание в Санкт-Петербурге, построенное в 1783–1789 годах по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги.
![Эрмитажный театр.](https://zateevo.info/wp-content/uploads/2024/02/ermitazhopen21.jpg)
Эрмитажный театр расположен в самом сердце Санкт-Петербурга, на Дворцовой набережной. Эрмитажный театр — самое старое из сохранившихся театральных зданий Петербурга, часть комплекса Государственного Эрмитажа. Бывший императорский театр построен по велению императрицы Екатерины II с уникальными интерьерами и камерным залом всего на 250 мест. Государственный Эрмитаж входит в десятку самых посещаемых художественных музеев мира. В 2022 году музейный комплекс посетили примерно 2,6 млн. человек.
Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более 1,2 миллиона единиц) была двумя эшелонами эвакуирована на Урал, в город Свердловск (с 1991 года стал Екатеринбургом), и хранилась в Ипатьевском доме.
Ещё до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.
Время работы Эрмитажа
Среда, четверг, воскресенье
11:00 — 18:00
Последний сеанс: 16:00
Вторник, пятница, суббота
11:00 — 20:00
Последний сеанс: 18:00
Музей закрыт по понедельникам, 1 января и 9 мая
Посещение осуществляется по сеансам.
Кассы прекращают работу за час до закрытия музея.