Не только художники оставили своё имя в истории города Феодосии. Александр Степанович Грин — русский писатель, прозаик и поэт, представитель неоромантизма, оставил глубокий след в культурной жизни города Феодосии.
Александр Степанович Грин — настоящая фамилия писателя Гриневский.
Грин — творческий псевдоним.
Александр Степанович Грин — русский писатель, прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических произведений с элементами символической фантастики.
Родился Александр Степанович 23 августа в 1880-м году в городе Слободском, который расположен неподалёку от Вятки.
Дом-музей находится там, где прошло детство будущего писателя в 1888–1894 годах. Старый ветхий дом был снесён в 1902 году, а новое здание построено в 1905 году.
Слободской — очень красивый город, старинный, купеческий, с уникальной архитектурой.
В центральной части города Слободской поставили памятник Александру Степановичу. Взор Александра Грина направлен на Никольский храм, в котором будущего писателя крестили.
Отец Александра — Стефан (Степан Евсеевич) Евзибиевич Гриневский, польский шляхтич (дворянин). В 20 лет участвовал в январском восстании 1863 года (национально-освободительное выступление поляков в Российской империи с целью восстановить своё государство в границах 1772, существовавших до разделов Речи Посполитой), за что и получил бессрочную ссылку в город Колывань под Томском.
Через пять лет Стефан получил разрешение на поселение в Вятскую губернию (ныне Кировская область). Именно там он и встретил свою будущую жену — медсестру Анну Степановну Лепкову — дочь отставного коллежского секретаря.
В семье Гриневских было четверо детей: два сына — первенец Александр и Борис и две дочери — Антонина и Екатерина.
Воспитанием детей родители особо не занимались.
Читать Александр научился рано, в шесть лет он уже не мог оторваться от книги. Он не гонял мяч со своими ровесниками, а часто сидел над книжкой. Особенно любил приключенческую литературу. Первой книгой, которую мальчик осилил самостоятельно, было “Приключение Гулливера” Джонатана Свифта.
В 1895 году от туберкулёза умерла его мать. Отец вскоре привёл в семью мачеху — вдову Лидию Борецкую. Отношения Александра с мачехой не сложились. Саша часто убегал из дома, чтобы побродить в одиночестве.
Мальчик жил увлечённо читая книги и сочиняя стихи. Александр с детства грезил морями и дальними странами.
В 1896 году он окончил четырёхклассное Вятское городское училище.
После его окончания, отец выделил сыну 25 рублей и благословил его на поездку к морю в Одессу. Друг отца, к которому он обратился за помощью, устроил его матросом на пароход “Платон”.
Попав впервые на судно, Грин сразу испытал горечь разочарования. Раньше ему казалось, что моряк — это сплошная романтика, а в действительности пришлось прочувствовать тяжесть и рутину матросского труда. Юношу постигло жёсткое разочарование, а
морская болезнь свалила его с ног. Александр был вынужден вернуться на землю.
Уже в 1897 году Грин отправился назад в Вятку, провёл там год и снова уехал на поиски счастья, — на этот раз в Баку. Молодому человеку пришлось вести бродячий образ жизни, ему не на что было даже купить еду. Александр скитался на протяжении шести лет.
Его трудовая биография началась очень рано и была достаточно разнообразной. Он переплетал книги, рыбачил, работал на железной дороге, был грузчиком и землекопом, отметился даже в качестве артиста бродячего цирка.
А в 1902 году из-за крайней нужды добровольно поступил на солдатскую службу. Но из-за тяжести солдатской жизни дважды бежал из батальона.
Во время службы в армии сблизился с социалистами-революционерами и занялся революционной деятельностью. Революционные идеи запали в сердце молодого романтика. Он подвергал себя опасности и риску под влиянием романтической атмосферы тайны. Пароли, тайные встречи, слежка воспринимались Грином как неотъемлемая часть счастливой жизни. Его душа требовала свободы, простора и событий. Юношеский максимализм проявлялся в полной мере. Он развивал бурную подпольную деятельность.
По партийной работе в Севастополе зимой 1902 года Грин сближается с потомственной революционеркой, Екатериной Александровной Бибергаль.
В период 1903–1917 годов Александр Степанович неоднократно арестовывался и отбывал тюремный срок за “речи противоправительственного содержания” и распространение революционных идей, “которые вели к подрыванию основ самодержавия и ниспровержению основ существующего строя”.
В 1903 году он был арестован в Севастополе. А за попытку побега был переведён в Севастопольскую тюрьму строгого режима, где провёл больше года. После этого он должен был быть выслан на десять лет в Сибирь. Сейчас в той камере, где сидел Грин, организована музейная экспозиция.
Свободолюбивый и романтичный, он бы не выдержал испытания в тюремных стенах, если бы не его любимое увлечение детства — чтение. Литературы в камере не нашлось. Узник взялся за карандаш и стал сочинять рассказы. Они у него были посвящены революции и окутаны романтикой.
Первыми читателями его произведений были сокамерники. Именно тогда он и выбрал для себя литературный псевдоним — Грин. Так его звали его сверстники ещё в детстве. Он твердо решил стать писателем. В тюрьме Александр просидел два года. В 1905 году он попал под октябрьскую амнистию и поехал в Петербург, где жил нелегально, не имея денег даже на то, чтобы хоть как-то себя прокормить.
В 1906 году был арестован в Петербурге и выслан в Тобольскую губернию. Сбежав оттуда, возвратился вновь в Петербург. Жил по чужому паспорту, который раздобыл с помощью отца.
Годы жизни под чужим именем стали временем разрыва с революционным прошлым и становлением Грина как писателя.
Начало творческой биографии Грина пришлось на 1906 год. Именно тогда он написал свой первый рассказ “Заслуга рядового Пантелеева”, и с того времени уже полностью отдался литературной деятельности. В рассказе шла речь о нарушениях в армии.
Автор издал это произведение под псевдонимом А.С.Г., оно стало агитационной брошюрой для военнослужащих. Полиция конфисковала весь тираж прямо в типографии и сожгла его.
Спустя некоторое время Грин написал новый рассказ — “Слон и Моська”. Его судьба была аналогична той же участи дебютного произведения автора.
В продаже появилась только повесть Александра Грина “В Италию”, которую разрешили продавать легально.
В 1908 году писатель выпустил свой первый сборник рассказов, под которым стояла подпись “Грин”. После этого его сборники начали выходить почти каждый год.
Псевдоним “А. С. Грин” впервые появился под рассказом “Случай” в 1907 году. Впоследствии, Гриневский так подписывал почти все свои произведения.
Александр Грин был официально женат два раза.
Первый раз сочетался браком в 1908 году с Верой Павловной Абрамовой, отец которой был богатым чиновником.
Именно с супруги он писал главную героиню в произведении “Сто вёрст по реке”.
Семейная жизнь продлилась всего пять лет. Инициатором развода стала супруга. Ей поднадоели взаимное непонимание, неуправляемость и непредсказуемость Грина, а также то, что он любил покутить. Всё это не делало Веру счастливой женщиной.
Писатель безуспешно делал попытки вернуть жену, он даже посвящал ей свои книги. Одна из них вышла с эпиграммой — “Единственному моему другу”.
Грин отличался большим трудолюбием, на протяжении года он выдавал почти тридцать рассказов, объединял их и отдавал в печать. Материальное положение автора заметно улучшилось.
В 1910-х годах он начал писать и печатать стихи “Искажения”, “Реквием”. Его стихотворения при жизни отдельным изданием не выходили.
В 1910 году писатель выпустил второй сборник. Большую часть его составляли рассказы, написанные в жанре реализма. Проявив себя, как подающий надежды писатель, он познакомился с Михаилом Кузьминым, Валерием Брюсовым, Леонидом Андреевым, Алексеем Толстым. Ближе всего он сошёлся с Александром Куприным.
Первые сборники рассказов Грина “Шапка-невидимка” (1908) и “Рассказы” (1910) привлекли внимание критики.
Однако, 27 июля 1910 года полиция, наконец, обнаружила, что писатель Грин — это беглый ссыльный Гриневский. Грин был арестован в третий раз и осенью 1911 года сослан в Пинегу Архангельской губернии на два года.
В мае 1912 года молодой писатель вернулся в Петербург.
С 1912 по 1917 годы Грин активно работал, опубликовав более чем в 60 изданиях около 350 рассказов. Публиковался он благодаря знакомству с Александром Ивановичем Куприным. В издательстве “Прометей” вышел его трёхтомник. Александр Степанович стал активным сотрудником журнала “Новый сатирикон”.
На страницах “Нового сатирикона” Грин неоднократно осуждал советскую власть за те методы, которыми она боролась со своими противниками. В итоге журнал, как и прочие оппозиционные издания, был закрыт, а Александр Степанович был арестован и едва избежал расстрела.
Позднее писатель активно сотрудничал с советскими изданиями, особенно с литературно-художественным журналом “Пламя”, который редактировал нарком просвещения Анатолий Луначарский. В журнале часто появлялись рассказы и стихи Грина.
С началом Первой мировой войны рассказы Грина стали носить антивоенный характер.
В 1919 году он тоже был призван в Красную Армию, но вскоре тяжело заболел тифом, вернулся в Петроград. Будучи больным, без средств к существованию и без жилья, он обратился за помощью к писателю Максиму Горькому. По ходатайству Горького Грину выделили академический продуктовый паёк и комнату в “Доме искусств” на Невском проспекте, 15.
Именно тут писатель работал над романами “Блистающий мир”, “Таинственный круг” и “Сокровище африканских гор”, а также продолжал писать рассказы “Словоохотливый домовой”, “Крысолов”, “Фанданго”.
Грин жил рядом с Николаем Степановичем Гумилёвым, Всеволодом Александровичем Рождественским, Осипом Эмильевичем Мандельштамом, Вениамином Александровичем Кавериным. Но он почти ни с кем не общался, жил отшельником. В такой атмосфере Александр Степанович написал своё самое знаменитое, произведение — феерию “Алые паруса”.
Семь лет Грин работал над сюжет этой повести. Опубликована она была в 1923 году и стала кульминацией гриновского романтизма.
Вот как высказался Всеволода Рождественского, после прочтения “Алых парусов”:
“Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года, и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать”.
С течением времени и появлением новых произведений, писательский талант Грина развивался и шлифовался. Его интересовали разнообразные темы, и он создавал удивительные истории, поражающие своей сложностью и оригинальностью. Каждая из его книг содержала глубокие мысли и цитаты, которые со временем стали популярными крылатыми выражениями.
Творчество Александра Грина занимает уникальное место в русской литературе. Его произведения не похожи на труды других писателей — ни до, ни после него. Никто не пытался ему подражать, так как его жанр был слишком своеобразным. Многие события в его книгах происходят в вымышленном мире. Название для этого мира придумал критик Корнелий Зелинский, предложив назвать его “Гринландией”.
В 1921 году Грин вступил в брак с Ниной Мироновой, вдовой, которая была на 6 лет моложе него.
Она стала его второй женой и оставалась с ним до его смерти. Этот союз был счастливым и гармоничным, супруги поддерживали друг друга и сохраняли любовь и взаимопонимание. Они считали, что их встреча была подарком судьбы.
Всемирное признание и популярность пришли к Александру Грину после публикации повести “Алые паруса”. Это произведение стало одним из самых любимых как у самого автора, так и у молодых читателей. Эта романтическая история рассказывает о мечтах, подобных тем, которыми Грин жил в своей молодости. Он написал “Алые паруса” в честь своей супруги Нины. История создания произведения началась неожиданно. Грин увидел в магазине игрушек корабль с белыми парусами и почувствовал, что кораблю нужна алая ткань для парусов. Спустя некоторое время, когда он представил себе лодку с алыми парусами, он смог развить сюжет произведения.
Сюжет этого произведения о непоколебимой вере и искренней мечте стал поводом для кинематографических работ известных режиссёров.
В 1924 году писатель уехал в Крым в Феодосию, где много и плодотворно работал.
Инициатором переезда была Нина.
…10 мая 1924 года на вокзал города Феодосии прибыл ленинградский поезд. Из вагона вышел высокий мужчина в шляпе, очень худой, с измождённым, в крупных складках, лицом. Это был Александр Степанович Грин. С ним две женщины: жена Нина Миронова и её мать…
Александр Грин переехал в Феодосию, где начал новую жизнь. Осенью 1924 года он приобрел квартиру на Галерейной улице (ныне там располагается музей писателя). В этот период он чувствовал себя по-настоящему счастливым, несмотря на трудности, которые ему пришлось преодолеть.
Шесть лет прожил Грин в Феодосии.
За это время было создано четыре романа “Золотая цепь”, “Бегущая по волнам”, “Джесси и Моргиана”, “Дорога никуда”, две повести, около 40 рассказов и новелл, среди которых “Акварель”, “Зелёная лампа”, “Комендант порта” и начата “Автобиографическая повесть”.
В вымышленных городах, описанных Грином, можно узнать реальные места Крыма. Карта его вымышленной страны “Гринландии” представлена в музее писателя. Гел-Гью, один из городов этой страны, имеет форму, напоминающую очертания Феодосии на побережье.
В 1928 году Александр Грин написал свой самый известный роман “Бегущая по волнам”, над которым работал около полутора лет. Главная героиня романа, Фрези Грант — это призрак девушки, которая помогает тем, кто заблудился в океане. Роман отражает лучшие стороны таланта Грина: глубокую мистическую идею о важности мечты и ее воплощении, тонкий психологический анализ, увлекательный романтический сюжет. Однако автору потребовалось два года, чтобы найти издательство для своей книги. Только в конце 1928 года роман был опубликован издательством “Земля и фабрика”.
В следующем году писатель порадовал своих читателей произведениями “Дорога никуда” и “Гнев отца”. В это время он начал работать над автобиографическими очерками, которые позже стали главами “Автобиографической повести”, последнего произведения Грина. Незадолго до смерти он работал над романом “Недотрога”, однако книга осталась незавершенной.
Ему посвящён рассказ писателя “История одного ястреба”.
Изначально руководство страны не одобряло литературные произведения писателя. При жизни его творчество считалось “несерьезным”, его обвиняли в подражании западноевропейским писателям, создававшим приключенческие романы, отказывались публиковать или даже запрещали.
В то время авторы должны были освещать актуальные и злободневные темы, создавать произведения в стиле “социалистического реализма”, описывая труд человека и роль партии в его жизни. Однако Грин не мог писать в таком стиле по заказу.
То, что Грин предлагал, не находило одобрения и не публиковалось. На заседаниях Союза писателей его называли врагом советской идеологии. В течение долгого времени имя Александра Грина было под запретом. Книги, написанные им, изымали из библиотек и магазинов. Его произведения перестали печатать.
Грин вновь почувствовал себя изгоем.
В 1930 году семья Гриневских была вынуждена продать свою квартиру в Феодосии и переехать в более дешёвый город Старый Крым. Грин прожил там полтора года, в нужде и тяжело болея.
В 1931 году, несмотря на свою гордость, Грин обратился в Союз писателей с просьбой о материальной помощи, но не получил ответа. Во время своей поездки в Москву он узнал, что его рассказы снова не были опубликованы. Вернувшись домой, он сказал своей жене, что его больше не будут печатать.
На запрос о пенсии от Союза писателей ответ так и не пришёл. Александр Грин умирал в полной нищете и забвении со стороны литературных кругов. Романтик, бунтарь и отверженный, он скончался в нищете.
Александр Грин скоропостижно скончался от онкологии, сгорел буквально за несколько дней. Видимо, визит к врачу откладывался до последнего.
8 июля 1932 года Александра Степановича Грина не стало.
Похоронили его на старокрымском кладбище. Никто из писателей, отдыхавших по соседству в Коктебеле, проститься с ним не пришёл.
Узнав о смерти Грина, несколько ведущих советских писателей призвали издать сборник его произведений. И сборник “Фантастические новеллы” вышел в 1934 году.
Местом упокоения прозаика стал Старый Крым. Его могила находится на участке, откуда видно столь любимое Грином море.
В 1980 году на могиле Александра Грина было установлено надгробие с необычным памятником в виде героини самого известного произведения автора — “Бегущая по волнам”. Скульптура — Татьяны Гагариной.
С 1945 года его книги не печатались, а в 1950 году писатель даже посмертно обвинялся в “буржуазном космополитизме”.
Только после изменений в Руководстве страны в связи со смертью Сталина произведения Грина начали попадать на полки магазинов, а сам писатель был реабилитирован.
Усилиями Константина Паустовского, Юрия Олеши и других писателей, Александр Грин в 1956 году был возвращён в литературу.
На волне нового романтического подъёма в стране Александр Грин превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодого читателя.
В 1970 году в Феодосии создан литературно-мемориальный музей Грина. Музей находится в небольшом домике — последнем пристанище писателя.
В этом музее сохранились комнаты, обставленные мебелью, которую использовал писатель при жизни. В них можно увидеть его личные вещи и книги. Это позволяет посетителям музея погрузиться в атмосферу, в которой он жил и творил.
Он был писателем редкого дарования и “рыцарем мечты”, как его часто называют. Его книги стали настоящим достоянием для миллионов людей по всему миру.
Музей привлекает множество романтиков со всего мира, и его посещаемость невероятно высока.
После смерти Грина его супруга Нина Николаевна осталась жить в их доме в Крыму.
Когда во время Великой Отечественной войны полуостров оккупировали немцы, её отправили на принудительные работы в Германию. После победы, в 1945 году Нина Николаевна вернулась в Советский Союз, но её ждало обвинение в измене и десять лет лагерей.
Нина Николаевна Грин отбыла почти весь свой срок и вышла на свободу в 1955 году по амнистии.
Нина Николаевна Грин скончалась 27 сентября 1970 года.
Похоронить себя она завещала рядом с мужем. Местное партийное начальство наложило запрет, и Нина Николаевна Грин была похоронена в другом конце кладбища.
23 октября следующего 1971 года, в день рождения Нины Грин, её друзья ночью перезахоронили гроб в предназначенное ему место.
Реабилитирована Нина Николаевна Грин была лишь в 1997 году.
Жёны писателя Грина знали друг друга, сдружились после его смерти, и все трудности старались преодолевать вместе.
Вера Павловна умерла раньше Нина Николаевны, в 1951 году.
Память о великом писателе осталась в названиях улиц, гимназий, библиотек.
В 1971 году был открыт государственный мемориальный дом-музей А. С. Грина в Старом Крыму, создательницей которого являлась вдова писателя Нина Грин.
С 2001 года музей входит в состав Коктебельского эколого-историко-культурного заповедника “Киммерия М. А. Волошина”.
Памятники А. С. Грину стоят во многих российских городах.
В 1980 году в городе Кирове был открыт музей, посвящённый писателю.
В 2000 году, к 120-летию Александра Грина, был учрежден ежегодный Российская литературная премия имени Александра Грина. Премия вручается за произведения для детей и юношества, которые способствуют формированию моральных ценностей у подрастающего поколения и воспитанию детей, подростков и молодёжи в духе национального достоинства и нравственности.
В Санкт-Петербурге существует традиция: ночью на выпускной бал российских школьников входит в устье Невы парусный корабль с алыми парусами.
Праздник “Алые паруса” впервые прошёл в Ленинграде в 1968 году. Этот праздник символизирует надежды города на молодое поколение, на талантливых и перспективных молодых людей, от которых зависит будущее Санкт-Петербурга и всей страны.
За свою жизнь Александр Грин написал около 400 произведений. Эти книги переносят читателя из скучной реальности в фантастический мир, который называется “Гринландия”.
Александр Грин верил, что мечты могут стать реальностью, но только если они настоящие. Он верил, что люди могут воплотить свои мечты в жизнь своими собственными руками. Именно такими были герои его произведений — они жили в волшебном, чистом и светлом мире, где голубое небо, ласковый морской бриз и веселые крики чаек. В этом мире царили любовь, молодость и мечты становились реальностью.
Сегодня произведения Александра Грина переведены на многие языки и доступны для чтения. На экранах кинотеатров и телевизоров демонстрируются фильмы, основанные на его повестях и романах.
Александр Грин получил признание и славу “советского романтика”.