ПРАВИЛА ПОСТУПЛЕНИЯ
Прием кандидатов в училище осуществляется по результатам конкурсных вступительных испытаний по русскому языку и музыкальным дисциплинам, проверки их психологической готовности к обучению в училище, физической подготовленности, а также на основании оценки документов, характеризующих общественные, творческие и спортивные достижения кандидатов.
В ходе конкурсных вступительных испытаний проводится:
- определение психологической готовности кандидатов к обучению;
- определение физической подготовленности кандидатов;
- вступительные испытания по русскому языку и музыкальным дисциплинам.
Определение психологической готовности кандидатов к обучению
включает в себя их социально-психологическое изучение, а также психологическое и психофизиологическое обследования, по результатам которых готовятся соответствующие заключения.
Определение психологической готовности кандидатов к обучению
Организация и определение психологической готовности кандидатов на обучение включает анализ документов, наблюдение, беседу и тестирование. На основе этого, выносится одно из следующих итоговых заключений о профессиональной пригодности кандидата к обучению в училище:
- рекомендуется к зачислению в первую очередь – первая категория. Относимые к этой категории кандидаты по уровню личностного развития, адаптационным свойствам и степени развития психических познавательных процессов полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к обучающимся училища, что позволяет им в установленные сроки овладеть основной образовательной программой, реализуемой в училище;
- рекомендуется к зачислению – вторая категория. Относимые к этой категории кандидаты по уровню личностного развития, адаптационным свойствам и степени развития психических познавательных процессов в основном соответствуют требованиям, предъявляемым к обучающимся училища, что позволяет им в установленные сроки овладеть основной образовательной программой, реализуемой в училище;
- рекомендуется к зачислению условно – третья категория. Относимые к этой категории кандидаты по уровню личностного развития, адаптационным свойствам и степени развития психических познавательных процессов минимально соответствуют требованиям, предъявляемым к обучающимся училища.
- не рекомендуется к зачислению – четвертая категория. Относимые к этой категории кандидаты по уровню своего личностного развития, возможностям адаптации к условиям обучения в училище и степени развития психических познавательных процессов не соответствуют требованиям, предъявляемым к обучающимся училищ, или имеют противопоказания по своим психологическим особенностям.
Определение физической подготовленности кандидатов.
Кандидаты выполняют упражнения: подтягивание на перекладине, бег на 100 м., бег на 3000 м.
Наименование физического упражнения | Единица измерения | «отлично» | «хорошо» | «удовлетворительно» |
Бег на 100 м | с | 13.2 | 14.1 | 14.8 |
Подтягивание на перекладине | количество раз | 15 | 12 | 8 |
Бег на 3000 м | мин. с | 12.20 | 14.10 | 15.20 |
Порядок оценки уровня физической подготовленности кандидатов. Оценка уровня физической подготовленности кандидатов определяется по результатам выполнения трех физических упражнений:
«отлично» – если две оценки «отлично» и одна не ниже «хорошо»;
«хорошо» – если две оценки не ниже «хорошо» и одна не ниже «удовлетворительно»;
«удовлетворительно» – если три оценки не ниже «удовлетворительно»;
«неудовлетворительно» – если не выполнены требования для оценки «удовлетворительно».
Для выполнения физического упражнения дается одна попытка. В отдельных случаях (при срыве, падении и т. п.) по решению председателя приемной комиссии училища может быть предоставлена повторная попытка. Повторное выполнение физических упражнений в целях улучшения полученного результата не допускается.
Вступительное испытание по русскому языку
проводится в форме экзамена (письменный диктант).
Вступительные испытания по музыкальным дисциплинам
проводятся в форме экзамена в объеме образовательной программы детской музыкальной школы по следующим дисциплинам: музыкальный инструмент (практически), сольфеджио, элементарная теория музыки (письменно и устно).
Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности:
1. Музыкальный инструмент (исполнение сольной программы)
Абитуриент должен исполнить:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- этюд;
- две классические разнохарактерные пьесы или части концерта, сонаты.
Примерные программы:
Флейта:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- этюды Н. Платонова из сборника «24 этюда для флейты»;
- этюды Э. Келлера из сборника «Этюды для флейты» 1 тетрадь (ор. 33);
- В. Блодек. Концерт, 2 и 3 части;
- Ф. Пуленк. Соната, 1 и 2 части;
- Я. Стамиц. Концерт, 1 часть.
Гобой:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- этюды В. Ферлинга из сборника «48 этюдов для гобоя» ор. 31;
- Е. Фиала. Концерт;
- А. Лядов. Скорбная песнь;
- Г.Ф. Гендель. Жига.
Кларнет:
- гаммы и арпеджио в тональностя до трех знаков включительно;
- Г. Клозе. Этюд № 3 из сборника «15 этюдов для кларнета»;
- А. Штарк. Этюд №16 из сборника «36 этюдов для кларнета»;
- Н. Римский-Корсаков. Концерт;
- К. Вебер. Концертино;
- А. Лядов. Прелюдия;
- Л. Обер. Жига.
Фагот:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- Ю. Вейсенборн. Этюды №№ 10-20 из сборника «Этюды для фагота»;
- А. Вивальди. Соната ми минор, 2 часть;
- В. Купревич. Романс;
- А. Вивальди. Концерт до мажор, 1 и 2 части.
Саксофон:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- М. Мюль. Этюды;
- И.С. Бах. Сицилиана и аллегро;
- М. Готлиб. Концерт, 1 или 2 часть;
- Р. Бюссер. Астурия.
Валторна:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- К. Копраш. Этюды №№ 8-10 из сборника «Этюды для валторны (1 и 2 тетради);
- В.А. Моцарт. Концерт № 1, 1 или 2 части, Концерт № 3 I или II-III части;
- А. Скрябин. Романс;
- Г.Ф. Гендель. Бурре;
- А. Экклс. Соната.
Труба:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- В. Вурм. Этюды №№ 6, 16, 17, 20, 33 из сборника «Избранные этюды для трубы»;
- С. Баласанян. Этюды из сборника «25 легких этюдов для трубы»;
- В. Щелоков. Концерт № 3;
- Т. Альбинони. Концерт ми бемоль мажор – 3 и 4 части;
- Т. Альбинони. Концерт соль минор – 1 и 2 части;
- Ц. Кюи. Восточная мелодия;
- А. Гедике. Концертный этюд.
Тромбон:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- Е. Рейхе и другие авторы. Этюды из сборника «Избранные этюды для тромбона» (сост. В. Венгловский), 1 тетрадь;
- В. Блажевич. Этюды из сборника «Этюды для тромбона», 1 тетрадь;
- Н. Римский-Корсаков. Концерт, 1 часть или 2 и 3 части;
- И.С. Бах. Ария;
- А. Вивальди. Аллегро.
Туба:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- В. Блажевич. Этюд №8 из сборника «Этюды для тубы», части 1, 2;
- Б. Марчелло. Соната фа мажор, 1 и 2 части или 3 и 4 части;
- В. Дубовский. Танец и песня;
- И.С. Бах. Ария и Бурре.
Ударные инструменты:
- гаммы до четырех знаков включительно; арпеджио по звукам малого мажорного и уменьшенного септаккордов;
- М. Гольденберг. Этюд № 1 для ксилофона;
- Г. Рзаев. Скерцо;
- И.С. Бах. Концерт для скрипки с оркестром ля минор, 3‑я часть;
- А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром соль минор, 3-я часть.
2. Сольфеджио (письменно)
Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8-10 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.
Интонационные и ритмические трудности:
- различные виды мажора и минора;
- ритмические группы восьмая две шестнадцатых, две шестнадцатых восьмая, долгий и короткий пунктир.
Перед проигрыванием диктанта объявляется количество знаков (диезов или бемолей в тональности) и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12 раз в течение 25-30 минут.
3. Сольфеджио, элементарная теория музыки (устно)
Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера (Калмыков, Фридкин «Сольфеджио», часть 1, №№ 134, 175).
Слуховой анализ:
- Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Устный диктант. Пример проигрывается два раза.
- Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.
- Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора (отдельно или в виде последовательности из 3-4 интервалов). Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находиться.
- Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).
- Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 5-7 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).
- Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Интервалы»; «Аккорды»; «Лад. Тональность»; «Характерные интервалы гармонического мажора и минора»; «Транспозиция»; «Семиступенные диатонические лады» (обзорно); «Метр. Размер. Ритм».