Айдын Исрафилов — потомственный дрессировщик, участник и призёр международных цирковых фестивалей.
Репетиционная арена — первое, что мы увидели, войдя в Большой Московский Государственный Цирк со служебного входа. На арене стоял равнодушный коричневый ослик в белоснежной балетный пачке, возле него, отчаянно жестикулируя, общались подтянутый молодой человек и, судя по разговору, костюмер.
«Айдын Исрафилов — потомственный дрессировщик, — пояснила нам руководитель пресс-службы цирка Эмилия Михайловна Боровик. — Его папа верблюдов дрессирует, а у Айдына один номер с обезьянками уже есть, с этим номером он стал лауреатом молодежного фестиваля в Монте-Карло и долго гастролировал в Голландии, Франции, Австрии, Люксембурге, Бельгии, Японии, Перу, Южной Корее, Объединённых Арабских Эмиратах, Египте и Монте-Карло. А сейчас совсем новый номер с осликами и собачками ставит». За ареной разминались гимнасты, и жонглировал кольцами мальчик, возле стены с зеркалами от пола до потолка сидел фокстерьер, привязанный к ручке большой гири.
Пока мы глазели по сторонам и фотографировали всё подряд, включая безлюдные внутренние коридоры и ящики с реквизитом, на арене началась репетиция.
Три ослика, два тёмно-коричневых и один светлый, работали. Бежали по кругу с самым сосредоточенным, на какой только способны ослики, видом. Пачек ни на одном уже не было, на спинах — широкое плоское подобие сёдел, обтянутых холщёвой тканью.
На бортике манежа переминался с ноги на ногу пёсик. Гиря на полу, привязанная к поводку без собаки, гармонично завершала общую картину.
Мы смотрели черновую репетицию — без музыки, подсветки и костюмов. И даже в таком виде номер Исрафилова будит забытое детское чувство чистой искренней радости. Помните? Когда смеёшься до слёз просто потому, что «смешно». И трогателен номер, в котором собачки подражают осликам, тоже до самых глубин души, никак иначе. Голос Айдына наполнен таким количеством интонаций, что репетицию можно «слушать», закрыв глаза.
Рассказ Айдына Исрафилова об осликах, собачках и бесконечном труде дрессировщика.
«Я с детства занимаюсь с животными. Сначала я помогал отцу дрессировать верблюдов, потом несколько лет работал за рубежом с собственным номером с дрессированными обезьянами. У меня уникальный номер — мы жонглируем с макакой-лапундер в паре на моноцикле (одноколёсном велосипеде). Но обезьяны хорошо обучаемы, и, когда номер отработан, дрессировщику имеет смысл сделать ещё один номер с другими животными, чтобы выступлений, соответственно, было в два раза больше.
Встал вопрос, с какими животными делать номер? Зрителю интересно что-то необычное или непривычное, если хотите. Я решил дрессировать осликов, чтобы разрушить стереотип, что ослики могут только по кругу бежать, да и то когда хотят. Меня отец очень отговаривал, да и директор цирка в лоб спросил: „А что ты будешь делать, когда ослик встанет?!“.
Осликов мне посоветовали искать в Дагестане или Чечне. Причём „искать“ в прямом смысле слова. Они там формально к совхозам приписаны, то есть документы на ослов есть, а сами ослы в свободном поиске пропитания находятся. Овцы и коровы для совхоза — это шерсть и мясо, а от ослов толк только два раза в год: когда стада овец в горы пастись гонят, и когда стада обратно с гор спускаются. Тогда свободно гуляющих осликов, в буквальном смысле слова, отлавливают и грузят на них вещи чабанов. В горах ослики сами ближе к овцам стараются держаться — не успеет ослик в овечий загон на ночь зайти, никто его искать и от волков отбивать не будет.
В пищу ослы не годятся — люди ослиное мясо не едят. Зато это дешёвое мясо подходит крупным и бойцовым собакам, поэтому иногда совхозы продают животных владельцам собачьих питомников.
Пересмотрели мы с ветеринарами осликов триста, месяц по степям катались, пока отобрали подходящих — здоровых, стройных и прыгучих. Меня знающие люди научили, что для работы в цирке надо только самок до года отбирать. Самцы ослов часто звереют к трём годам и становятся настолько опасными не только для человека, но и для всех животных, что их к брёвнам цепью привязывают, и они исключительно вокруг этого бревна и пасутся. Бывает, озверевший ослик по селу кавказских овчарок гоняет, а это в моё видение будущего номера никак не укладывалось.
Взяли у наших осликов кровь, её на двадцать вирусов проверили в независимых лабораториях Махачкалы и Москвы. Сейчас настолько ужесточён международный ветеринарный контроль, что дрессировщики сами заинтересованы полностью проверить животное до покупки. Представляете, как будет обидно, если с готовым номером запретят гастролировать из-за инфекции, которая была у животного с рождения?! Кстати, больше всего анализов сдают обезьяны, в том числе на СПИД.
Когда результаты анализов пришли (ослики оказались „чистыми“), мы перевезли их в цирк и поставили на карантин. И вот стою я такой счастливый, смотрю на четырёх осликов и думаю, как им повезло, моим осликам!
Начали приучать животных к еде нормальной. Они в природе всё, что найдут, жуют: от жухлой травы до коры деревьев. Кто при стаде живёт, тот остатками сена-соломы за овцами перебивается. Распробовали наши ослики сначала овёс, через месяц — морковку, хлеб и капусту. Поселили их на общую конюшню, и начал я с ними репетировать.
Первым делом приучал осликов к манежу. По одному выводил на корде (длинная верёвка, привязывается вместо уздечки), разбрасывал лакомство. Для ослика поначалу всё шок: резина под ногами, цвет красный (а надо заметить, ослики отлично основные цвета различают), да и запахи хищников с манежа не вытравить! Мы с вами не чувствуем и не видим, например, метку льва. А для ослика такая метка, как краска — он её перепрыгнуть пытается. Представляете, что будет за номер, если то там, то тут у меня ослики внезапно брыкаться и подпрыгивать начнут?!
Неожиданно оказалось, что в номере будет не четыре, а три ослика. Представьте, один из тщательно отобранных осликов внезапно вырос и оказался ослом-тяжеловозом. У него даже морда и копыта стали огромными. Правильное питание сделало его непригодным для „балетного“ номера. Живет ослик сейчас с остальными на конюшне, репетирует своё. Потому что сдавать в зоопарк животное, в которое уже вложено столько труда, неправильно. Будет и у него потом премьера. Может, прогарцует он, например, по манежу, гордо везя в тележке всю ослиную труппу!
Постепенно троих в группу поставил — шаг в очереди репетировать. А основные трюки, например, разворот по команде и повороты с проходами в разные стороны, всё равно индивидуально с каждым осликом на корде учил. Тут важно и выполнения трюка добиться и животное не перегрузить однообразием, чтоб не надоело. Очень мне мой опыт отработки трюков с обезьянками помог.
Стали индивидуальные способности проявляться. Например, Зуля (светлый ослик) однажды назад пошла. Я этот трюк поощрил, лакомство дал. Теперь эта халявщица вместо сложных команд норовит задом-наперёд пройтись. Даю всем осликам на арене команду „лежать“ и лакомство уже в руке приготовил. Так два ослика ложатся, а Зуля вдоль бортика назад сдаёт. Принцип чисто человеческий: „Поменьше поработать, побольше съесть“.
Команду „лежать“ я разучивал с осликами по книге о дрессировке лошадей. Нашёл в гримёрке старую книгу без обложки, по ней и учил. Смотришь теперь на моих осликов: „Ну, чем не кони?!“ И ложатся они у меня эффектно: мало того, что, по сценарию, я им дирижёрской палочкой команды даю, так у меня три ослика и ложатся по-разному. Первый ослик вытягивает одну ногу вперёд, как цирковая лошадь в поклоне, и потом аккуратно валится на бок. Второй ослик подгибает все четыре ноги в коленках и основательно укладывается — живая иллюстрация к статье про укладывание осликов.
Зуля же до последнего не верит, что ей придётся это сделать. И когда в унисон с дирижёрской палочкой вступает мой голос, Зуля бросает на меня укоризненный взгляд, вздыхает и с обречённым видом падает на бок прямо из положения стоя, как табуретка. И вы знаете, даже мне иногда кажется, что мы потеряли её навсегда.
Номер построен на взаимодействии собак и осликов. После фильма „Маска“ самая узнаваемая во всём мире порода — Джек Рассел терьер. Но для моего номера эти собаки не подходят — у них короткие лапы. Поэтому я выбрал фокстерьеров. Они и на „Маску“ похожи, и очень прыгучие. Фоксы — охотничьи собаки, поэтому они подвижны, умны и обучаемы.
Щенков отобрали в питомнике Санкт-Петербурга. Маленькими они жили у меня дома, и я сразу начал их дрессировать. Скоро стало понятно, что жить в цирке им будет комфортнее. Фоксы — очень активные и прыгучие собаки. В общем вольере они целыми днями прыгают, играют все вместе и пытаются копать. Гуляют с ними во дворе, как с домашними собаками.
Принцип дрессировки собак в цирке такой же, как и других животных. Постепенно пришли от индивидуальных репетиций к занятиям в группе с осликами.
На первых полноценных репетициях с тремя осликами и собаками я с запоздалой благодарностью вспоминал всех, кто искренне советовал мне никогда не связываться ни с теми, ни с другими. Уже год мы репетируем этот номер. Каждый день: в сложности по четыре часа группой, и индивидуально в течение дня с каждым.
Собаки научились-таки считать до трёх и узнают „своих“ осликов. Ослики всё реже наступают друг-другу на ноги. Зуле придумали уздечку, в которой она не может компостировать уши собакам. Костюмеры уже шьют костюмы животным, а я ещё не придумал хитрость, которая не позволит всеядным осликам обжевать эти костюмы до премьеры.
В апреле планируем запускать номер. Наверное, это будет на гастролях в Тольяттинском цирке».
Вот такой номер получился у Айдына Исрафилова. 2017 год.
Интервью с дрессировщиком Айдыном Исрафиловым провела Е. В. Пучка, специальный корреспондент интернет-журнала для школьников «ЗАТЕЕВО» (www.zateevo.ru).
Фото — К. С. Федорченко. 2008 г.