Советский теннисист, актёр, спортивный комментатор. Народный артист РСФСР. Заслуженный мастер спорта СССР, 24-кратный чемпион СССР по теннису.
Николай Озеров родился 11 декабря 1922 года в Москве в театральной семье.
Его отец, Николай Николаевич, был известным оперным тенором Большого театра, народным артистом республики и профессором Московской консерватории, а мама домохозяйкой.
В детстве Николай Озеров мечтал петь, как отец, и учился музыке, но у него был недостаточно сильный голос. Тем не менее, в 4 года у него отмечали хорошее сопрано, и даже на детском празднике он пел арию Джильды из оперы Джузеппе Верди «Риголетто» в парике и юбке.
Спорт Николай Озеров полюбил с юных лет. Теннисную ракетку впервые взял в руки в девять лет. Одновременно с первыми шагами на теннисном корте перепробовал другие виды спорта: лыжи и бокс, волейбол и легкую атлетику, ручной мяч и городки, баскетбол и коньки, научился плавать, сдал норму на значок «Ворошиловский всадник» — посадка на коне у него получалась не очень, но препятствия преодолевал лихо.
В 12-летнем возрасте Николай впервые стал чемпионом Москвы по теннису среди мальчиков и получил свою первую золотую медаль, а последнюю — в 36, на чемпионате СССР. За теннисную карьеру Озеров собрал 170 чемпионских титулов.
Окончив школу, Озеров поступил на актерский факультет, хотя спорт не оставил.
Началась война. Осенью, когда немцы подошли к Москве вплотную, Озеров участвовал в одной акции, аналогов которой в истории мирового спорта нет. В Москве тогда осталось только три теннисиста и чтобы показать, что столица живет обычной жизнью, их стали возить на мотоцикле с одного стадиона на другой, где они играли друг с другом. Эти встречи транслировались по радио на всю Москву.
За участие в этих матчах Озерову присвоили звание мастера спорта, а вместе с ним и продовольственную карточку. В 1944 году Озеров стал заслуженным мастером спорта.
Поклонники теннисиста Озерова вспоминают, что после победы он в порыве радости всегда перепрыгивал через сетку, а еще — часто играл в тюбетейке.
«Мне казалось, что тюбетейка — мой талисман, — смеялся сам теннисист. — Однажды во время игры на Украине я бросил шапочку помощникам и попросил смочить ее водой. Жара стояла страшная! И доиграл я уже без нее. И что вы думаете?! Проиграл! Как тут не поверить в талисманы!»
Николай закончил Институт театрального искусства и поступил на работу в Московский Художественный театр, где проработал много лет.
Все удивлялись: как Озерову удаётся совмещать профессиональный спорт и театр? К своему выходу на сцену он частенько буквально влетал в театр, облачался в костюм и появлялся перед зрителем, еще не выйдя до конца из роли теннисной.
А сразу после спектакля мчался на стадион, брал в руки ракетку или надевал футбольные бутсы. Озеров выступал не только за теннисную команду «Спартак», но и за несколько футбольных команд. Иногда в сезон забивал в ворота соперников по 25 голов.
Николай Озеров, актер старейшего театра страны МХАТа, за свое творчество был удостоен Государственной премии и звания народного артиста России.
Но Озеров был и блестящим спортсменом — заслуженным мастером спорта, сорок пять раз выигрывал титул чемпиона СССР по теннису.
Однако наибольшую популярность в народе Озеров завоевал как спортивный журналист и комментатор. Огромный спортивный опыт и дар актёра, мастера слова соединились в единое целое. За заслуги в этой сфере деятельности Озеров неоднократно становился лауреатом премии Союза журналистов СССР.
Свой первый репортаж (1950) Николай Николаевич провел с матча ЦСКА — «Динамо». Потом была поездка на Украину на первенство страны по футболу. Эти соревнования надолго остались в памяти Озерова. У арбитра остановились часы, и он в перерыве между таймами дал отдохнуть футболистам на 7 минут больше.
Эту неожиданную паузу должен был заполнить комментатор. И Озеров принялся импровизировать. Он пересчитывал зрителей на трибунах, старался вспомнить, какие соревнования и когда проходили на этом стадионе, хотя их результатов он, конечно, не знал. Именно тогда он понял, что спортивный комментатор должен иметь хороший запас знаний в области спорта. Потом ему часто приходилось заполнять паузы, но он уже был во всеоружии.
Озеров многие годы комментировал футбольные матчи, а затем приходилось вести репортажи по гребле, стрельбе, конному спорту, фигурному катанию. Но главными его видами оставались футбол и хоккей.
Чтобы вести репортажи, Озеров завел своеобразную картотеку, куда вносил сведения обо всех соревнованиях, стадионах и, конечно же, спортсменах. Он возил ее с собой на все важнейшие соревнования. В то время еще не были изобретены портативные компьютеры и средства связи, поэтому картотекой Озерова зачастую пользовались и другие спортивные журналисты.
Перед репортажем Озеров обязательно приходил на тренировки, чтобы знать в лицо каждого спортсмена. На ответственных матчах по хоккею он работал прямо у бортика, чтобы находиться в гуще событий. Именно он первым начал вести репортажи не из комментаторской будки, а находясь рядом с игровым полем.
Однажды во время хоккейной игры Николай Николаевич случайно получил удар по голове клюшкой. Да так, что не смог продолжить репортаж (его выручил Евгений Майоров), а журналистам наказали: вести матчи из комментаторских кабинок или надевать шлемы.
Свыше 30 лет Озеров отыграл на сцене театра и свыше 40 лет был действующим спортивным комментатором. Ему довелось вести репортажи со стадионов 49-ти стран, с 7-ми футбольных и 25-ти чемпионатов мира по хоккею, с 14-ти летних и зимних Олимпийских игр.
Вряд ли кому из тележурналистов удастся перекрыть достижения Николая Николаевича, исчисляемые тысячами часов, проведенных в эфире.
При жизни Озерова называли «человеком-легендой», «человеком-эпохой». Он был одним из немногих не только в Советском Союзе, но и во всем мире, кто совмещал сразу несколько профессий и во всех добился успеха. Театр, кино, телевидение, радио, эстрада, спорт — все эти занятия были для Озерова главными и просто дополняли друг друга.
О популярности Озерова свидетельствует и такой случай. Однажды комментатор ехал на своей машине и неожиданно заметил стоявшего на краю тротуара Вячеслава Михайловича Молотова, известного бывшего министра иностранных дел, соратника Сталина. Озеров притормозил возле старика и предложил подвезти его, предвкушая, какой фурор он вызовет среди друзей, когда скажет им, что подвозил самого Молотова.
Уже сидя в машине, тот внимательно всматривался в лицо Озерова, прислушивался к его голосу, а потом сказал, что не может вспомнить, где они могли видеться, хотя лицо и голос ему знакомы. Когда Озеров назвал себя, Молотов воскликнул: «Ну, надо же, как мне повезло! Обязательно расскажу внукам, что меня подвозил сам Озеров».
Вообще же Озеров и сам был острым на словцо. Как-то в вестибюле шведской гостиницы Николая Николаевича увидел один американский миллионер. Развалившись на диване и смеясь, он стал показывать руками большие объемы фигуры Озерова и напевать гимн СССР. На что советский комментатор невозмутимо сказал переводчице: «Передайте ему: гимн Советского Союза нужно исполнять стоя!»
Известный актер Михаил Ульянов сказал: «Как невозможно себе представить Великую Отечественную войну без голоса Левитана, так мы и не мыслим себе время 50 — 80-х годов без голоса Озерова, в котором звучали азарт, страсть, завораживающая любовь к спорту».
Когда Озеров умер (2 июня 1997 года), попрощаться с ним приехали люди со всего бывшего Советского Союза. Он был похоронен в своей любимой спартаковской форме, оставаясь верным своему обществу и после смерти.
В статье использованы материалы Эдуарда Сорокина, подготовленные им к 70-летию общества «Спартак» и фотографии из коллекции Современного музея спорта.